Публикации / Прочее, всяко-разное / Морфей в цифровом формате

Морфей в цифровом формате

15 нояб’ 2014 | 12:22
T-REX



«В середине прошлого века Олдс и Милнер занимались экспериментами по мозговой стимуляции. Они вживляли электроды в мозг белых крыс. У них была варварская техника и варварская методология, но, отыскав в мозгу у крыс центры наслаждения, они добились того, что животные часами нажимали на рычажок, замыкающий ток в электродах, производя до восьми тысяч самораздражений в час. Эти крысы не нуждались ни в чем реальном. Они знать ничего не хотели, кроме рычага. Они игнорировали пищу, воду, опасность, самку, их ничто в мире не интересовало, кроме рычага стимулятора…»

А. и Б. Стругацкие, «Хищные вещи века»

Нажми на кнопку…

Еще наши с вами предки, жившие в пещерах, обнаружили, что музыка способна влиять на состояние человека. Послушаешь что-нибудь бодрое с трубами и барабанами – и настроение поднимается, силы переполняют. Поставишь что-нибудь из творчества монгольских рэперов – и даже жить не хочется.
Еще в далеком 1839 году немецкий ученый-экспериментатор Генрих Вильгельм Дове обосновал действие на человека так называемых бинауральных ритмов (термин происходит от двух латинских слов: auris и bini – «ухо» и «пара»).
Когда мы воспринимаем накладывающиеся друг на друга звуки разных частот, то слышим и ритмы (несуществующие), частота которых равна разности частот двух звуковых потоков. Правда, разность эта не должна превышать 25-30 Гц, иначе наш мозг просто будет слышать два разных звука.
В 1971 году известный американский писатель-исследователь Роберт Монро основал Институт своего имени, который занимается изучением и разработкой методик синхронизации частот полушарий головного мозга посредством звуковых волн – ведь они работают с разной частотой. Исследования показали, что использование бинауральных ритмов приносит пользу: они повышают эффективность обучения, вызывают улучшение памяти, лечат некоторые болезни, помогают определить поврежденные области в мозге, наконец, позволяют быстро расслабиться и отдохнуть. Просто универсальное средство: нажми на кнопку – получишь результат!

…получишь результат!

Естественно, вскоре появились и те, кто хотел погреть руки на чудесных свойствах бинауральных ритмов. Изучив воздействие тех или иных частот на мозг человека, дельцы выпустили огромное количество (около двух сотен) аудиофайлов под названием I-doser, или попросту – электронных наркотиков. Производители утверждают, что «айдозеры» вызывают эффекты употребления различных наркотических веществ: мескалина, LSD, марихуаны, героина, кокаина, алкоголя и так далее, однако избавляют от последствий их реального менения. Сами электронные наркотики стоят недорого, но есть и «пиратские», бесплатные версии. Все – как в реальном наркобизнесе, с тем лишь отличием, что «айдозеры» не запрещены ни одним законом. Так что же, получается, человечество открыло способ получить удовольствие, ничем при этом не рискуя прилагая никаких усилий?
Насчет «кайфа» люди, пишущие про свой опыт употребления цифровых наркотиков, рассказывают не так много.
Большинство из них говорит о возникающих проблемах. «Испытал на себе “опиум” (только один раз, потому что после него по непонятным причинам жутко болела голова и пошла из носа кровь)», – пишет один. «Я, например, после “осознанного сновидения” думал, что с ума схожу. На протяжении двух недель боялся засыпать вообще», – вторит ему второй.
«Никому не советую слушать “Адренохром”, – предупреждает третий. – От него ужас как страшно становится. Особенно если глюки пойдут с призраками или девушкой из фильма “Звонок”…» «Хочешь настоящего разрыва мозга – послушай Adrenochrome… – вторит ему четвертый.
– Это была моя первая доза, я после ее прослушки около часа боялся из своей комнаты выйти, и около трех часов у меня руки и коленки тряслись…»
Так что ответ на вопрос, открыло ли человечество способ получить удовольствие, ничем при этом не рискуя, давать пока рано – все же бинауральные ритмы исследованы не так хорошо, как хотелось бы ученым. Следовательно, вполне возможно, что они наносят непоправимый вред человеку, вторгаясь в работу самого загадочного органа – мозга.
Как говорится, с этим лучше не шутить, а то, если что, – поменять не получится. Но уже сегодня ясно, что, поддавшись соблазну электронной эйфории, человек легко может превратиться в обычную крысу, что было сил жмущую на рычаг…

Виртуальный вудуизм

Помимо «айдозеров», в последнее время появились и другие электронные наркотики, например Voodoo Magick Machine. Принцип ее действия прост: вы мажете мочки ушей специальным электропроводящим гелем, надеваете особые клипсы и подключаете провода от них к той самой «вуду-машине». Она начинает подавать импульсы тока определенных частот, воздействуя на ваш мозг и вызывая чувство кайфа. Высокотехнологичный «торчок» обычно не обращает внимания на побочные эффекты – такие как нарушение координации, зрительные и слуховые галлюцинации, а также на то, что он становится самым настоящим наркоманом.
Ведь организм, подстегиваемый Voodoo Magick Machine, быстро разучивается самостоятельно производить серотонин и допамин – вещества, вызывающие эйфорию. Человека вскоре после принятия дозы накрывает жуткий депрессняк, и единственный способ от нее избавиться – вновь включить магическую машину.

Недетские игрушки

Однако это еще не весь цифровой дурман, известный человечеству. Так, разработчики онлайновой многопользовательской игры Red Light Center додумались до того, что ввели… виртуальные наркотики. То есть теперь каждый желающий там может покурить травку, скушать галлюциногенных грибов или же принять экстази. И хозяева игры утверждают, что это пойдет игрокам только на пользу: попробовав наркотики виртуально и увидев на экране, как под их воздействием меняется восприятие действительности, человек не захочет делать это в реальности. Хотя, скорее всего, подивившись интересным глюкам, игрок решит испытать все и вживую.
Кстати, есть галлюциногенный отвар и в старейшей среди онлайновых игр Ultima Online. Там он нужен для того, чтобы под его воздействием найти нужный кустик, под которым скрываются сокровища. Хорошо, что хоть он не конопляный.
В нашей стране, где наркомания вообще, и подростковая в частности, была и остается одной из злободневных проблем современного общества, попытки противостоять ей традиционными средствами результаты, конечно, дают, но все увеличивающееся количество молодых наркоманов заставляет государство искать новые решения.
И одним из таких стал выпуск… компьютерной игры по заказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В ней участник, играя за спецназовца, устраивает колумбийским наркобаронам в джунглях кровавую баню. По замыслу ФСКН, такая ситуация должна дать игроку-подростку понять, что наркотики – это плохо. Однако, как шутят в Интернете, игра скорее вырастит из ребятишек здоровых, спортивных и интеллигентных киллеров, нежели противников пагубной привычки.
Но первый шаг сделан, и, я уверен, следующие будут еще более решительными.

Юрий ДАНИЛОВ

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.