Публикации / Любопытные факты, кунсткамера / Загадка колыбельных песен

Загадка колыбельных песен

21 фев’ 2015 | 08:42
alex24658



Традиция петь колыбельные песни уходит в глубь веков — настолько далеко, что сейчас уже никто не может точно сказать, когда она возникла. Однако у всех народов мира, во всех известных культурах эта традиция присутствует. Причем пению колыбельных всегда придавалось очень серьезное значение: про жестокого и бессердечного человека, например, говорили, что ему мать не пела колыбельных...

Так почему же простая убаюкивающая песенка на ночь считается настолько важной, что передается из поколения в поколение на протяжении тысячелетий? Что в ней особенного?

Немного о биоритмах
Прежде чем продолжить наш рассказ о колыбельных, поговорим немного о механизме засыпания. Сегодня исследователи выделяют четыре основных биоритма человеческого мозга: альфа — биоритм спокойного бодрствования, активирующийся, как только мы закрываем глаза; бета — ритм активной мозговой деятельности, обычного дневного сознания; дельта — биоритм глубокого сна.

И биоритм тета — самое малоизученное состояние мозга, некая промежуточная фаза между режимом альфа (когда человек закрыл глаза, но еще не спит) и дельта (глубоким сном). В таком состоянии практически отключено критическое мышление, и любая информация, минуя все барьеры, поступает прямиком в подсознание. Именно на этом уникальном механизме сознания основаны медитация, а также обучение во сне, гипноз и многие другие удивительные вещи.

Засыпающий человек проходит через все биоритмы, начиная от дневного бодрствующего сознания, от бета-ритма, переходит в альфа-ритм, потом в тета-ритм — в этот момент как раз на него и воздействуют колыбельные песни. А потом он уходит в фазу дельта-ритмов, глубокого сна без сновидений, где полученная информация закрепляется и обрабатывается мозгом...

Обучение во сие
Во всех культурах мира колыбельная — это песня, причем со своим оригинальным образным рядом. В русских колыбельных ребенку встречаются бука и волк, но вместе с ними непременно называются мама и папа, дедушка с бабушкой, и двор, и котик, и лошадка.



Точно так же и в других культурах есть определенное количество персонажей и событий, которые повторяются в каждой колыбельной, а зачастую пропеваются несколько раз в течение одной песни. В колыбельных обязательно обращаются к ребенку — где-то по имени, где-то обобщенно: кроха, малютка и так далее, его корят за какие-то проступки или, наоборот, за что-то хвалят, сравнивают с кем-то — и таким образом малыш получает очень значимую для себя информацию об окружающем мире.

Довольно часто различаются колыбельные для мальчиков и для девочек. Девочке поют, что когда она вырастет, то станет хозяюшкой, красавицей, помощницей. А мальчику рассказывают, каким смелым, сильным и трудолюбивым он будет.

Если мать постоянно поет ребенку о том, что он вырастет хорошим, добрым, сильным, красивым, будет делать то, что нужно, и не совершать ничего дурного, то она естественным образом закладывает в подсознание малыша определенную программу. И некритически, без барьеров воспринимаемая в этом состоянии предзасыпа-ния информация действует на ребенка, программируя его дальнейший жизненный путь.

Можно спросить: если с помощью колыбельной маленький человек учится, запоминает устройство окружающего мира — почему бы тогда вместо колыбельных не читать ему сказки на ночь, начиная с самых простых и заканчивая сложными? Однако не все так просто. Ведь в колыбельных есть музыка, а с ее помощью намного проще запоминаются любые сведения.

Кстати, существует даже такое направление обучения иностранным зыкам, когда слова и выражения пропеваются: запоминаемость при этом многократно возрастает. Кроме того, колыбельная несоизмеримо проще любой сказки: в ней меньше фраз, более простые связи между словами и незамысловатая история, требующая намного меньше усилий для запоминания и осмысления. Так что до сказок на ночь нужно еще дорасти.

Одного поля ягоды
Колыбельная — это еще и общение младенца с матерью, его первый опыт коммуникации с людьми. Ведь ребенку не просто что-то напевают—мама произносит слова и целые предложения, что очень важно. Младенец постепенно привыкает к языку как средству общения между людьми, начинает в речевом потоке различать фразы и слова.

А еще в колыбельных много уменьшительно-ласкательных суффиксов, причем уменьшаются, смягчаются даже формы глаголов, появляются новые слова, которые в разговорной речи могут не употребляться и используются только в колыбельных.

Младенец как бы впитывает в себя различные формы слов, повторяемые на протяжении многих месяцев и лет, — и таким образом начинает совсем по-другому воспринимать язык. Интимное чувство родной речи, как полагают сейчас многие исследователи, возникает в том числе благодаря колыбельным.

Напевные обереги и песни-убийцы
Издревле считалось, что текст колыбельной — своего рода заклятие. Многие ученые прослеживали связь между колыбельными и заговорами. Например, у народности ханты мать сочиняет индивидуальную колыбельную для каждого ребенка, только одному ребенку ее поют, и потом эта песня всю жизнь служит человеку оберегом.



Явление это малоизученное, однако, как мы уже упоминали, воздействовать на засыпающего или спящего человека намного проще, в том числе — энергетически. И если мать постоянно поет младенцу песни с пожеланиями здоровья, успеха и счастья — весьма вероятно, что ее заклятие сработает.

Совсем другое явление — так называемые смертные колыбельные. Они распространены по всему земному шару, хотя пели их крайне редко. В такой песне ребенку прямым текстом желают смерти. Вот, например:

Баю-бай, баю-бай,
Скорей, Ваня, засыпай.
Завтра Ванечка помрет,
И на кладбище снесем.
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

***

Лю-лю бай лю-лю бай хоть сейчас помирай
тятя гробик сделаёт из осиновых досок
мама платьицё сошьёт из каненкоровой рубашки
и нахлёсточку пришьёт
понесём повезём закопаем в чёрнозём
в чёрнозёме то вода подбежит под тебя

Звучит, согласитесь, дико. И, мягко говоря, плохо сочетается с обучающей и благопожелатель-ной функцией колыбельных. Почему же возникли такие жуткие песни? Некоторые исследователи считают смертные колыбельные своеобразным средством эвтаназии. Их пели слабым, болезненным, нежеланным детям, помогая таким образом спокойно отойти в мир иной.

Но, учитывая высокую детскую смертность во все века, такая версия выглядит довольно странно. Поэтому ученые полагают, что смертные колыбельные несут трансформационную функцию, программируя ребенка оставить все дурное в прошедшем дне и возродиться в следующем.

Для взрослых
Обычно колыбельную песню поют малышам. Но, оказывается, и взрослые могут получить огромную пользу от прослушивания колыбельных! В некоторых культурах такие песни перед сном поют друг другу влюбленные. Бывает, что колыбельные исполняют больным членам семьи — и отчасти это помогает восстановить здоровье и душевное равновесие.

В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных используют в качестве терапевтического средства. Исследованиями подтверждается, что усиливается обезболивающее действие лекарств (их требуется существенно меньше, чем без колыбельных), люди начинают нормально засыпать без снотворных.

Кроме того, с помощью колыбельных лечатся определенные психологические расстройства, особенно те, что родом из детства. Слушая колыбельные, человек чувствует защищенность, уверенность, он как бы возвращается в дет-ст но и восполняет дефицит тепла и родительской заботы. При этом люди погружаются в такое состояние, когда регенерация психики повышенная, стрессовые ситуации перестают их тревожить — и наутро просыпаются уже в совсем ином состоянии.

Так что, если вас одолевают проблемы, вы не можете вырваться из круговорота неприятностей, включите себе любимую колыбельную песню, завернитесь в одеяло и спокойно засыпайте. И будет тогда у вас и хорошее здоровье, и отличное настроение, и счастливая жизнь. Ведь колыбельные — это средство, проверенное веками.

http://nlo-mir.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.