Стоунхендж: культовый центр прародителей

19 сент’ 2014 | 15:36
T-REX

Вероятно, самым узнаваемым древним монументом в мире является Стоунхендж. Со стороны он напоминает скопление гигантских глыб. Памятник расположен на Солсберийской равнине, в графстве Уилтшир на юге Англии. Название «Стоунхендж» имеет англо-саксонские корни и может быть переведено как «каменное ограждение». Впрочем, история великого монумента началась за тысячу лет до прихода саксов в Британию в V в. Он гораздо старше таинственных кельтских друидов, появившихся за несколько веков до нашей эры, - в те далекие времена Европа еще не знала железа, и в египетских песках еще не было Великой пирамиды. Кто же построил этот таинственный каменный монумент в доисторической Европе, и какова его роль?

Сегодня перед посетителями Стоунхенджа предстают расположенные по кругу большие камни, окруженные земляной насыпью, которая является остатками ряда монументальных сооружений, воздвигнутых здесь в 3100-1600 гг. до н. э. Создание Стоунхенджа проходило в три этапа, хотя как до, так и после указанного времени в этих местах жили люди. Наиболее важными, поразительными открытиями, сделанными на территории Стоунхенджа, стал и лунки, или скважины, эпохи мезолита, обнаруженные под современной автостоянкой. Эти огромные скважины, датируемые 8500-7650 гг. до н. э., составляют в диаметре 2,4фута. Удалось установить, что когда-то в них забивали сосновые сваи. Три скважины, расположенные с востока на запад, вероятно выполняли ритуальные функции - служили основанием для тотемных столбов. Определить более точно, для чего еще они предназначались, очень сложно. Вокруг Стоунхенджа находится очень много доисторических памятников, в том числе и созданные в эпоху раннего неолита (4000- 3000 гг. до н. э.), то есть раньше всемирно известного монумента. Здесь и земляные валы в Винтербурне, что в 1,4 мили от памятника, и круг Робина Гуда (один из видов доисторических земляных сооружений), расположенный I! 1,2 мили к северо-западу от Стоунхенджа, и Малый путь - длинное, узкое, прямоугольное земляное ограждение, в 1968 фугах к северу от монумента. Когда создатели Стоунхенджа начали первый этап строительства, у них уже был опыт пробных работ на этих священных землях: ландшафт использовался для ритуальных целей более 5000 лет.

Первый из трех этапов строительства Стоунхенджа начался около 3100 г. до н. э. В этот период памятник представлял собой расставленные по кругу деревянные столбы, окруженные рвом и валом. Размеры хенджа (под этим термином в археологии принято понимать обозначение плоской круглой или овальной площадки, окруженной межевыми земляными валами) составляли 360 футов в диаметре. Большой вход располагался в северо-восточной части постройки, другой, меньшего размера, находился с южной стороны. Этот памятник был возведен вручную, из орудий использовались лишь оленьи рога и лопатки быков или другого крупного рогатого животного. В результате недавно проведенных в районе рва раскопок были обнаружены рога, которые использовались при строительстве, оставленные рабочими на месте возведения памятника. Однако стоит добавить, что на дне рва находились и кости животных, в основном крупного рогатого скота, которые на 200 лет старше орудий из оленьего рога. Оказалось, что кости забитого животного закопали не сразу, возможно, они были священными предметами, которые на Стоунхендж приносили из других, тоже ритуальных мест. О втором этапе строительства Стоунхенджа осталось не так много свидетельств, хотя, судя по найденным костям 200 кремированных тел, здесь было место погребения сожженных трупов.

Третий этап строительства начался около 2600 г. до н. э. Теперь земляные и деревянные сооружения сменяли каменные хенджи. В центре памятника было установлено 80 колонн из голубого камня, расположенных двумя концентрическими кругами. Каждая глыба весила около 4 т. Они были привезены сюда с гор Пресели, что в графстве Пембрук (юго-запад Уэльса) с расстояния 186 миль. Помимо голубых камней на территорию Стоунхенджа был доставлен монолит серо-голубого песчаника высотой 16 футов, который сейчас называют Алтарным камнем. Его привезли с побережья порта Милфорд-Хейвен, расположенного к югу от гор Пресели. Каким образом голубые камни доставлялись на Солсберийскую равнину, - предмет жарких дискуссий, хотя большинство археологов едины во мнении, что их перенесли люди. Наиболее вероятной считают версию о транспортировке камней для строительства Стоунхенджа по морю. В порту Милфорд-Хейвен их спускали на воду с помощью катков и саней, а затем на плотах переплавляли по морю и реке к Стоунхенджу. Для того времени это было поразительное техническое достижение.

В 2001 г. был проведен эксперимент: добровольцы, используя деревянные сани и катки, смогли спустить с гор Пресели к морю трехтонный камень. Однако когда валун положили на плот, он соскользнул в море и утонул. Старая легенда гласит, что история создания Стоунхенджа связана с именем волшебника Мерлина, который при помощи магии перенес огромное сооружение под названием «Танцующие гиганты» из Ирландии. Если голубые камни доставлялись из Уэльса, можно допустить западное происхождение Стоунхенджа.

Именно на третьей фазе строительства Стоунхенджа северо-восточный вход ограждения был расширен: в соответствии с восходом солнца в период летнего солнцестояния и закатом - в период зимнего солнцестояния. В это же время на территории Стоунхенджа был достроен церемониальный проход - авеню - пары параллельно идущих рвов и валов, простиравшихся на 1,86 мили от памятника вниз к реке Эйвон.

Около 2300 г. до н. э. голубые камни были выкопаны и заменены огромными валунами из сарсена, каждый 13,5 фута в высоту, 6,8 фута в ширину, весом около 25 т, принесенными из Мальборо-Даунс, что в 20 милях от монумента. Они были расставлены по кругу, диаметром 108 футов, а на их вершинах были установлены перемычки - горизонтально лежащие камни. Внутри круга находилось сооружение, которое по форме напоминало подкову, направленную незамкнутой частью на северо-восток, и представляло собой стоящие в ряд пять трилигов (два больших вертикально стоящих камня, поддерживающие на себе третий) и несколько обтесанных камней из сарсена. Сооружение в форме подковы насчитывало 10 вертикально и 5 горизонтально расположенных камней, вес каждого из которых достигал 50 т. Позднее, на протяжении 2280-1930 гг. до н. э., голубые камни убирались и устанавливались, по крайней мере, трижды. В результате между кругом из сарсеновых камней и трилитами они образовали внутреннее кольцо и подкову, которые были их зеркальным отражением. Исследователи считают, что большая часть голубых камней была привезена из Уэльса именно в это время. В 2000-1600 гг. до н. э. за пределами круга из сарсеновых камней было вырыто двойное кольцо из углублений, известных как лунки Y и Z, возможно, для того, чтобы переставить валуны. Однако по каким-то причинам камни не были установлены, и со временем лунки заполнились илом. После 1600 г. до и. э. Стоунхендж не перестраивали и, видимо, позабыли. Однако время от времени сюда приходили люди, о чем свидетельствуют найденные в этом месте гончарные изделия железного века, римские монеты, а также могила обезглавленного сакса, датируемая VII в.

Сегодня существует масса предположений относительно того, каким был Стоунхендж вначале. Эксперимент, проведенный в 90-х годах XX в., показал, что группа из 200 человек на деревянных салазках по смазанным жиром деревянным рейкам могла доставить к Стоунхенджу 80 сарсеновых камней из Мальборо-Даунс за 2 года или более, если работы были сезонными. Эксперимент позволил установить, как размещались камни: на деревянных А-образных конструкциях валуны поднимали и устанавливали в вертикальное положение при помощи веревок. Камни-перемычки, должно быть, аккуратно поднимали на деревянных платформах до уровня вершин вертикально стоящих валунов, а затем рычагами устанавливали их на нужные позиции. Потрясающим фактом из истории строительства Стоунхенджа является обработка камней с использованием столярных технологий. Ударами каменных шаров, так называемых киянок, образцы которых найдены при раскопках, валунам придавали необходимые форму и размер, делали в них прорези и пазы, благодаря чему камни-перемычки надежно закреплялись на вершинах вертикально стоящих валунов, а между собой камни-перемычки соединялись иначе - шипами.
Впрочем, более интересно не как, а зачем был построен Стоунхендж. К сожалению, археологические находки с места раскопок этого величественного сооружения весьма скудны. Отчасти потому, что до недавнего времени, за исключением последних двух десятилетий, о результатах исследований сообщалось мало, а оформление отчетов археологических экспедиции оставляло желать лучшего. Найденные скелеты исчезли или были серьезно повреждены, артефакты передвигались с места на место, а журналы раскопок уничтожены. Однако те крупицы информации, которые удалось добыть на территории Стоунхенджа и в захоронениях неподалеку, позволяют проникнуться очарованием жизни людей, населявших эти земли в раннем бронзовом веке.

Основные захоронения Стоунхенджа датируются примерно 2400-2150 гг. до н. э. (периодом раннего бронзового века). В результате исследования скелета, вырытого из внешнего рва, опоясывающего памятник, было установлено, что в человека с близкого расстояния выпустили 6 стрел. Вероятно, стреляли двое: один - слева, другой - справа. Была ли это казнь или некий способ жертвоприношения? Другое удивительное захоронение было обнаружено в 2002 г. в Эймсбери в 2,8 мили к юго-востоку от Стоунхенджа. Находку прозвали Лучник из Эймсбери, или Король Стоунхенджа, поскольку ценные вещи, найденные в этом захоронении, указывали на высокое общественное положение умершего. Среди обнаруженных предметов - пять горшков из обожженной глины, 16 изящных кремневых наконечников, несколько клыков кабана, два браслета из песчанника (для зашиты запястий при натягивании тетивы), пара золотых украшений для волос, три небольших медных ножа, набор инструментов для обработки кремня и металла. Золотые предметы, найденные в захоронении, являются самыми древними, а сам Лучник, по всей видимости, был одним из древнейших металлургов Британских островов. Изучение скелета показало, что Лучник был крепкого телосложения, 35-45 лет; удалось установить, что на челюсти у него был нарыв, а коленная чашечка разбита. Однако самые поразительные находки с места захоронения еще ждут своих исследователей.

При исследовании клыков животного с помощью анализа по изотопам кислорода было обнаружено, что родом кабан был из Альп - из Швейцарии, Австрии или Германии. Анализ медных ножей показал, что они были вывезены из Испании или Франции. Это потрясающее открытие - еще 4200 лет европейские культуры взаимодействовали между собой. Может ли это богатейшее захоронение означать, что Король Стоунхенджа, который, очевидно, был влиятельным человеком, занимал высокое социальное положение, играл важную роль в строительстве первого каменного сооружения? Возле могилы найдены останки второго мужчины, погребенного примерно в то же время. Анализ костей показал, что это мог быть сын Лучника. Вместе с ним были зарыты два золотых украшения для волос, выполненных в том же стиле, что и драгоценности Лучника, однако по какой-то причине они оказались в челюстях мужчины. Анализ по изотопам кислорода показал, что мужчина вырос в районе Солсбермйской равнины, хотя свои последние десять лет он прожил в Мидлендсе или северо-восточной Шотландии.

Неподалеку от Стоунхенджа, в поселении Боскомб Даун было обнаружено захоронение эпохи раннего бронзового века - могилы так называемых Боскомбских лучников. Название обусловлено тем, что в захоронении находились кремневые наконечники стрел. В могильнике найдено семь тел: три - детских, одно - подростка и три мужских, очевидно, связанные друг с другом каким-то образом. Находки из этого захоронения по стилю напоминают предметы из могилы Лучника из Эймсбери, и среди них невероятное количество гончарных изделий из обожженной глины. И снова благодаря исследованию зубов удалось ответить на вопрос, откуда эти люди были родом. В данном случае мужчины родились в Уэльсе, но еще детьми перебрались на юг Британии. Поскольку Боскомбские лучники жили примерно в то время, когда в Стоунхендж привозились голубые камни из Уэльса, многие исследователи считают, что эти люди могли сопровождать валуны на пути к расположенной в 186 милях Солсберийской равнине. В таком случае захоронения Лучника из Эймсбери и Боскомбских лучников могут рассказать об удивительных людях, участвовавших в строительстве Стоунхенджа. Однако с какой целью был создан этот загадочный и уникальный монумент?

Поскольку строители Стоунхенджа ориентировали строение по положению восходящего солнца в период летнего солнцестояния и заходящего но время зимнего солнцестояния, многие исследователи (в частности астроном родом из Англии Гералд Хоукинс) решили, что расстановка камней связана с положением астрономических тел. Дальнейший анализ данных, собранных Хоукинсом в подтверждение теории, показал, что предполагаемое соответствие составных частей монумента с астрономическими телами сложилось в результате соединения элементов разных этапов строительства, а ямы и лунки естественного происхождения не являются частью памятника.

Следует напомнить, что, хотя Стоунхендж - сооружение уникальное, его нельзя рассматривать как изолированный объект. Стоунхендж находится в центре огромной доисторической церемониальной площадки, окруженной многочисленными курганами (могильными холмами). Выше уже говорилось о том, что Солсберийская равнина считалась священным местом еще за тысячи лет до строительства Стоунхенджа. Но что же подразумевается под этой святостью? Одну из теорий предложили британский археолог Майк Паркер Пирсон и археолог с Мадагаскара Рамилисонина. Опираясь на данные современной антропологии, они пришли к заключению, что для населявших территорию Стоунхенджа людей дерево было символом жизни, а прочность каменных глыб ассоциировалась с предками. Поскольку недалеко от Стоунхенджа расположены два важных деревянных хенджа - Даррингтон Уоллз и Вудхендж, Пирсон и Рамилисонина выдвинули гипотезу о том, что это была ритуальная дорога для похоронных процессий. Она шла с востока - оттуда, где встает солнце, - от деревянного Даррингтон Уоллза вниз к реке Эйвон, а затем поднималась по авеню на запад - туда, где заходит солнце, - Стоунхенджу, месту почитания предков. Должно быть, это было священное путешествие от дерева к камню через воду, символизирующее путь от жизни к смерти. Недостаточное количество находок в центральной части Стоунхенджа позволяет заключить, что доступ к монументу был ограничен, не каждый мог прогуливаться внутри сооружения. Были ли избранные жрецами, или доступ имел только Лучник из Эймсбери, сложно сказать. Очевидно, в каменном сооружении заключен глубокий смысл, связанный с древними верованиями предков, хотя ни одно из существующих предположений так и не раскрыло правды о выдающихся строителях Стоунхенджа.

Автор: Б.Хотон
Источник: "Великие тайны и загадки истории"

Прикрепленные фото:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.