Lockheed SR-71. Время «Чёрных дроздов»

09 мая’ 2015 | 07:09
INNA



Со времени первого полёта «Чёрного дрозда» — именно так окрестили современники стратегический разведчик SR-71 – прошло более полувека. История отмерила ему полёт длиной в 34 года, непростую и яркую судьбу.

Начало пути

У SR-71 солидная «родословная». Его главный «родитель» — выдающийся конструктор Кларенс Джонсон, во многом определивший развитие военной авиации США в конце ХХ века. А «родиной» «Чёрного дрозда» по праву можно считать цеха знаменитого «Skunk Works» — одного из ведущих подразделений корпорации Lockheed.



Кларэнс Джонсон и его U-2 и SR-71

Предшественником и прообразом SR-71 стал высотный самолёт-разведчик А-12, также созданный К. Джонсом. Для начала 60-х годов А-12 показывал поистине «заоблачные» результаты в скорости — 3300 км/ч и высоте полёта — около 29 км. По мнению Джонсона и его коллег, этого вполне должно было хватить для совершения безнаказанных разведывательных полётов над территорией СССР и Кубы.



Самолет-разведчик A-12

Но грандиозным планам ЦРУ, в чьём ведении находился А-12, так и не суждено было сбыться. 1 мая 1960 года его «старший собрат» — самолёт – шпион U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, был превращён в груду обломков недалеко от Свердловска зенитной ракетой комплекса С-75. Стало понятно, что время безнаказанных полётов над СССР безвозвратно закончилось.

Опередивший время

Однако работы продолжались. Нужно отдать должное К. Джонсону, который выделялся среди своих коллег невероятным чутьём и стремлением ко всему новому, без чего прогресс в авиации немыслим. До сих пор облик SR-71 «Blackbird» поражает своей необычностью. Эта машина намного опередила своё время, отнюдь не только благодаря огромной скорости, но прежде всего уникальным технологическим и инженерным идеям, воплотившимся в ней.

В SR-71 была реализована схема-бесхвостка. В своём стремительном полёте к цели «Чёрный дрозд» опирался на трапециевидные стреловидные крылья. У него отсутствовали традиционные стабилизаторы и горизонтальное оперение. Их функции были возложены на цельноповоротные кили, слегка заваленные внутрь на 15 градусов.



Трёхстоечное шасси также имело некоторые особенности. Так передняя стойка убиралась против хода, а остальные – в крыло и фюзеляж к продольной оси машины. Здесь же впервые нашла своё применение технология «стелс», благодаря специальной тёмно-синей краске, которая одновременно предохраняла корпус самолёта от перегрева, маскировала его и делала малозаметным для наземных РЛС.

Список стелс-технологий можно дополнить специальным радиопоглощающим покрытием, особой формой фюзеляжа и добавкой цезия в топливо, снижающей температуру выхлопа.



Огромную скорость SR-71 развивал благодаря двум прямоточным двигателям производства компании Pratt & Whitney мощностью по 10603 л.с. каждый. На форсаже их тяга увеличивалась почти до 14,5 тысяч л.с. Для них было разработано специальное топливо JP-7 и самое совершенное на то время бортовое и разведывательное оборудование. Экипаж состоял из двух человек.

Недостатки



Дозаправка SR-71

В целом машина удалась, хотя и не обошлось без изъянов. SR-71 получился достаточно тяжёлым. Его максимальный взлётный вес превышал 77 тонн и, чтобы оторвать такую махину от земли требовались колоссальные усилия. Выход был найден, хотя не совсем безупречный. Самолёт заправляли топливом не полностью, всего на 1,5 часа полёта, а всё остальное он добирал уже в небе на высоте более 7 тыс. метров от самолёта-заправщика КС-135Q.

Послужной список

Боевые заслуги SR-71 весьма скромны: Северная Корея, Вьетнам, где его чуть не сбила советская ракета, арабо-израильский конфликт в октябре 1973 года и провокационные разведывательные полёты вдоль советской границы в районе Кольского полуострова.



Последние годы своей службы «Чёрный дрозд» провёл в NASA, где его уникальные характеристики были использованы для разработки перспективных авиационных технологий. Абсолютный рекорд скорости SR-71 установил в далёком 1976 году – 3530 км/ч.

В 1998 году SR-71 был снят с вооружения. Причин было несколько. Основная – высокая аварийность. 12 из 32 построенных машин были потеряны в результате аварий. «Чёрный дрозд» к тому же очень дорого обходился ВВС США. Достаточно сказать, что их полёты стоили американской казне свыше 1 млрд. долларов.

http://www.techcult.ru/

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.