Путешествующие между мирами

12 мая’ 2015 | 07:16
alex24658

Шаманизм – древнейшая религия человечества, которая возникла не менее десяти тысяч лет назад, а в последнее время завоевывает все большую популярность у россиян. Подлинный интерес к шаманизму на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока России, где он глубоко укоренился в жизни населения, вполне объясним. Но что побуждает жителей таких современных мегаполисов, как Москва или Санкт-Петербург, обращаться за помощью к шаманам?



В поисках мира духов

Слово «шаман» пришло из языка эвенков и означает «тот, кто знает» или «исступленный человек». В мире шамана все – живое, все содержит не только видимую часть, но и невидимую. Мир шамана - это мир духов, и чтобы получить доступ к нему, «исступленный человек» входит в особое состояние сознания. Взаимодействие с тонким миром осуществляется ради обретения исцеления, силы и знания, которые используются на благо себе и/или другим.

Современная мода на шаманизм, по мнению исследователей, возникла после серии публикаций книг американского писателя и мыслителя Карлоса Кастанеды, монографий американского антрополога Майкла Харнера, философских трудов румынского историка религий Мирче Эллиадэ и других известных шаманологов мира.

Большинство современных последователей не проводят традиционных молитвенных обрядов, не стремятся серьезно и глубоко изучать историю и культуру шаманизма, не проходят посвящение в шаманы. Зато они ходят по горячим углям, стучат в бубны, носят рога и кафтаны из выделанной кожи, потребляют священные напитки индейцев Мексики (пейот или айяхуаску), чтобы уйти в измененное состояние сознания и совершить путешествие в мир духов.

Основные шаманские техники, освобожденные от культурно-социального контекста, были названы Майклом Харнером «базовым шаманизмом», иначе называемым неошаманизмом. Это и есть новый, современный вид древней религии.

На основе неошаманизма родилась новая традиция – городской шаманизм. Это парадоксальное существование шаманских практик вдали от мест силы и природы, в крупных европейских и российских городах.

Андрей КОРОБЕЙЩИКОВ, писатель, исследователь этнической культуры Сибири и Алтая, проводник экспедиций по местам силы, находящимся в разных точках земного шара:

- В последние годы интерес к шаманским методам возрос на почве потребности людей приблизиться к своим истокам, а также справиться с огромной информационной напряженностью, характерной для современного общества.

Шаманские техники введения человека в измененное состояние сознания используют разные современные психотерапевтические школы. Я и сам практикую ритуалы, которые заимствованы из шаманизма и адаптированы для современного человека.

Новые веяния

Исследователи выделяют следующие отличия между опытом традиционных шаманов и людей, практикующих неошаманизм.

1. Традиция: шаманом считается только тот, кого явно и очевидно (с точки зрения носителей традиции) выбирают духи.

Современность: любой человек может совершить путешествие в мир духов. Культурные и религиозные традиции не имеют значения.

2. Традиция: сам человек не выбирает путь шамана, его выбирают духи. Это дар, от которого нельзя отказаться. Отказ приводит к серьезной болезни.

Современность: путь выбирается добровольно. При прекращении практики никакие болезни не появляются.

3. Традиция: шаманство занимает центральное место в жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы.

Современность: практики могут занимать большое или малое место в жизни человека, это решает каждый сам для себя. Как правило, шаманские практики совмещаются с другими аспектами жизни.

4. Традиция: существует огромное количество правил и табу, нарушение которых может привести к серьезным последствиям для шамана.

Современность: табу обычно не существуют, хотя они могут появиться в результате особых «договоренностей» с духами. Их нарушение воспринимается практикующим как потеря силы, полученной от духов. Травматические переживания последствий возможны, но крайне редки.

5. Традиция: шаман, как правило, работает только внутри собственного племени или культурной группы, его сила напрямую зависит от конкретного географического места.

Современность: городской шаман может практиковать в одиночку и где угодно - привязки к определенному географическом месту или группе не требуется.

Валентин ХАГДАЕВ, верховный шаман Ольхона, вице-президент ассоциации бурятских шаманов «Боо мургэл», член совета шаманов Иркутской области, автор монографии «Шаманизм и мировые религии»:

- Для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока шаманизм по сей день остается реальной жизнью во всех ее проявлениях. Местные шаманы ежегодно совершают традиционные молитвенные обряды и ритуалы, чтобы урожай был богатым, сезонная охота - удачной, приплод ягнят - хорошим, а семья, род и племя жили благополучно и в полном здравии. Однако и мы сегодня не такие, как столетия назад.

Мы понимаем, что в обществе все меняется, поэтому тоже должны идти в ногу со временем. Уважая свои древние традиции, мы их адаптируем к повседневной жизни.

Из леса – в Интернет

Большинство обывателей представляют шамана пожилым мужчиной азиатской внешности, одетым в экзотическую одежду и непременно с бубном в руках. Этот образ не совсем верный, говорит Андрей Коробейщиков. По его словам, хорошим шаманом может быть и старик, и молодой мужчина, и даже ребенок любой национальности. Что касается одеяний, истинный шаман не будет выставлять на всеобщее обозрение свои ритуальные одежды. В повседневной жизни он, как правило, ходит в обычном европейском костюме.

У многих современных шаманов есть свои сайты, они активно общаются в социальных сетях, проводят тренинги и читают лекции в разных городах. При этом каждый занимается своим видом деятельности. Кто-то служит родовым духам, а кто-то, например, лечит кур. Одни в обрядах используют ритуальные принадлежности и входят в транс путем ритмичных ударов в бубен (камлат), а другие достигают измененного сознания с помощью алкоголя и психотропных веществ (среди «исступленных» есть, к сожалению, немало людей, страдающих алкогольной зависимостью).

Каждый шаман настолько индивидуален по своим методам и техникам, что Андрей Коробейщиков в ходе изучения явления пришел к выводу: в наше время шаманизма, как культуры, которая бы определяла единую философию, вообще не существует. Да, шаманы – люди, путешествующие между мирами и говорящие с духами, - несомненно, есть. Но подвести их всех «под одну планку» нереально.

По словам же Валентина Хагдаева, истинный шаман должен обязательно знать историю этой древнейшей религии. Знать мифологию, легенды и предания, а также родословную своего и других родов, а обряды и ритуалы проводить на родном языке.

Пошаманим?

Но зачем все-таки люди идут к «тем, кто знает»? Известно, что Александр Абдулов посещал шаманов в Киргизии, когда уже был тяжело болен. Солистки группы «Серебро» незадолго до участия в «Евровидении» прилетали к индейскому «исступленному», который совершил обряд на успех. Певица Пелагея была у шамана в Кызыле, который, по ее признанию, сказал ей «несколько очень верных вещей». А знаменитая топ-модель Наталья Водянова вместе с мужем - английским лордом Джастином Портманом - специально приезжали к Валентину Хагдаеву, чтобы он помолился за рождение третьего ребенка.

Многие просят предсказать будущее, помочь решить те или иные житейские проблемы. Для кого-то шаман – последняя надежда исцелиться от тяжкого недуга, когда оказались бессильны не только официальная медицина, но также целители и экстрасенсы. Бывают и неожиданные просьбы. Например, провести обряд посвящения.

Андрей КОРОБЕЙЩИКОВ:

- Шаманом может стать каждый, кто наделен определенными качествами. Шаман – это ведь человек, обладающий сверхчувствительностью к каким-то событиям, а сверхчувствительность может проявиться, например, в результате серьезных потрясений: психологических или физических. У людей спонтанно открываются способности, они начинают общаться с духами.

Немного «пошаманить» (скажем, провести простой обряд очищения или сделать символичное подношение Матери-природе) может кто угодно, независимо от вероисповедания. Правда, в ритуалах коренных народов принять участие приезжему человеку удастся лишь при согласии местных шаманов.

Ёрдынские игры

Раз в несколько лет возможность окунуться в стихию шаманских обрядов и традиций получают участники и гости Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры». Название мероприятию дала гора Ёрд, расположенная недалеко от городка Еланцы, административного центра Ольхонского района Иркутской области.

Ёрдынские игры – это большой праздник с песенно-танцевальными и спортивными состязаниями. Команды меряются силами в конных скачках, борьбе, метании камня и стрельбе из лука. А в священном месте - на вершине горы Ёрд - шаманы обращаются к духам. Эта гора, по шаманским преданиям, связывает землю с небом. Здесь высшие миры и низшие миры духов открыты для контактов с людьми.

На протяжении тысячелетий раз в год в долине горы собирались многочисленные кочевые племена. На это время прекращались войны и конфликты. В единой молитве люди просили творца о здоровье и благополучии рода. Двадцатый век прервал традицию проведения Ёрдынских игр, а в наше время она возобновилась, во многом благодаря инициативе ольхонского шамана Валентина Хагдаева и научным исследованиям шаманизма доктора исторических наук Дашинимы Дугарова.

Автор: Анна АКУЛИЧ

http://sokrytoe.net/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.