Три «Ледовых побоища» (часть вторая)

21 мая’ 2015 | 07:05
alex24658

Удивительно, но именно сегодня, когда все тексты древних русских летописей опубликованы, и к тому же есть Интернет, в учебнике для 4 класса общеобразовательной школы «Окружающий мир» А.А. Плешакова и Е.А. Крючкова написано буквально следующее: «Битва началась 5 апреля 1242 года. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжёлых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода».



«Филистимляне снимают броню с Саула». Поскольку миниатюры к этому манускрипту относились к тому же времени, что и «Ледовое побоище», трудно утверждать, что рыцари «были закованы в тяжелые доспехи». Их тогда просто не существовало! Миниатюра из «Библии Мациевского». Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Что и говорить, патриотизм — дело хорошее, и если придется, именно патриотизм требует от гражданина умереть за Родину, однако он не требует лгать ради нее, потому что ложь — это самое последнее дело. А тут мы встречаем самую настоящую ложь в учебнике для четвероклассников, и, увы, все вроде бы так и надо, потому, что «псы-рыцари» — они «плохие». Да плохие, да, они захватчики, но зачем же детей обманывать? Им можно было бы и не врать, а значение битвы от этого бы нисколько не уменьшилось!

Кстати, им, прежде чем это писать, следовало бы посмотреть очень интересную статью в газете… «Правда» за 5 апреля 1942 года. Тогда шла Великая Отечественная война, битве исполнилось ровно 700 лет, советская печать апеллировала к славной истории нашей Родины, сам Сталин предложил воодушевляться памятью наших славных предков, однако в передовице «Правды» (а вы представляете, что значила в те годы передовица «Правды»?!) нет ни слова о потоплении рыцарей в Чудском озере. То есть сталинские пропагандисты понимали разницу между кинофильмом и… настоящей историей, а вот сегодняшние авторы школьных учебников почему-то нет!

Да, но откуда все-таки взялись эти утопающие в озере рыцари, цепляющиеся за льдины и пускающих пузыри? Неужели С.Эйзенштейн все это придумал? Ан нет, оказывается в истории противостояния русских княжеств экспансии Тевтонского ордена на Восток такая битва, в которой орденские всадники на самом деле проваливались под лед, действительно была, вот только случилось это… много раньше «Ледового побоища»!

Те же самые древнерусские летописи нам сообщают, что в 1234 году, еще за восемь лет до «Ледового побоища», князь Ярослав Всеволодович из Переяславля пришел с низовскими полками и с новгородцами вторгся в земли ордена Меченосцев вблизи города Юрьева, но осаждать его не стал. Рыцари вышли из Юрьева, но в бою были разбиты. Часть из них тут же вернулась в город, а вот другая, которую преследовали русские дружинники, попала на лед реки Эмайыги. Лед провалился, и эти воины утонули. Эта битва получила в истории название «Сражение на Омовже», а по немецкому названию реки — «Сражение при Эмбахе». Ну, а само содержание новгородской летописи выглядит так: «Иде князь Ярослав на Немци под Юрьев, и ста не дошед города… князь Ярослав биша их… на реце на Омовыже Немци обломишася» (то есть провалились под лед!)*

Очевидно, что, готовясь к съемкам фильма, С.Эйзенштейн прочитал все русские летописи этого периода, и получил соответствующие комментарии историков, объяснивших ему, что значит «немцы обломишася». И то, что образ тонущих в полыньях воинов показался ему драматичным в высшей степени и кинематографически очень выигрышным, можно считать несомненным. Тут видна, так сказать, «рука судьбы». Ведь недаром советские газеты в то время чуть ли не открытым текстом сообщали, что даже природа была на стороне советских трудящихся и колхозников. Ведь «на Советской Украине — богатый урожай, а на Западной Украине — крайний неурожай»**. Вот только в «Рифмованной хронике» подчеркивается, что убитые падали в траву, но так как травы в апреле нет, речь, следовательно, идет о зарослях сухого тростника, окаймлявших берега озера. То есть русские воины находились на берегу, а вот войско ордена подошло к ним по льду озера. То есть битва могла быть и не совсем на льду, хотя летописи нам сообщают, что кровью был залит именно лед!



Рыцарь-монах — «воин за веру» (христианин), и вдруг — в шлеме с рогами?

Но битва на льду, правда на льду моря, в истории противостояния славян и Тевтонского ордена тоже была, причем именно ее с куда большим основанием можно называть «Ледовым побоищем»



Битва при Форби, 1244 г. Тамплиеры терпят поражение от мусульман. Миниатюра из «Большой Хроники» Матвея Парижского. Около 1250 г. Наглядно показано снаряжение крестоносцев и мусульман (Британская библиотека)

А было так, что в 1268 году новгородцы решили отправиться в поход против Литвы, но поспорили, кому руководить походом, из-за чего он так и не состоялся. Зато нападению подверглись датские владения, русские подошли к замку Раквере (Раковор), но взять его не смогли и попросили о помощи великого князя Владимирского Ярослава Ярославича. Тот прислал своих сыновей и других князей, а в Новгороде начали собирать осадные машины для будущего штурма города. Епископы Ордена и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева приехали в Новгород, попросили мира и обещали, что не станут помогать раковорцам, но клятва (пусть даже и на кресте), но данная еретикам, рыцарями клятвой не считалась. Поэтому их войско вскоре вышло из Юрьева, и, соединившись с датчанами, встало против русских войск на левом фланге. Датчане стояли на правом фланге, а в центре находилась легендарная немецкая «свинья». В Новгородской летописи есть рассказ, которого нет в Хронике, о жестоком бое новгородцев с «железным полком» рыцарей, в котором погиб и новгородский посадник и 13 бояр, тысяцкий, а и 2 боярина пропали без вести.

Тем временем русские сумели нанести противнику мощный контрудар. Ливонская хроника сообщает, что в нем участвовало 5000 воинов, однако рыцарям удалось его остановить. Наша летопись передает, что русские победили, и преследовали бегущего противника семь верст (везде семь, не правда ли, это удивительно?!) до самого Раковора сразу по трем дорогам, так как «кони не могли ступать по трупам».



Типичные шлемы саллет или салад, но, увы, не из той эпохи.

К вечеру на помощь немцам подошел еще отряд немецких воинов, но только лишь разграбил новгородский обоз. Русские решили дождаться утра, чтобы вступить с ними в бой, но немцы вовремя отошли. Три дня русские войска стояли у стен Раковора, но штурмовать город не решились. Тем временем псковская дружина князя Довмонта вторглась в Ливонию, чиня имениям рыцарей разорение и захватывая пленных. Так он отомстил им за предшествующие нападения на земли своего княжества.

В 1269 году орденские войска предприняли ответный поход, 10 дней безрезультатно осаждали Псков, но затем отступили, узнав, что к городу приближается новгородское войско с князем Юрием во главе. Обе стороны договорились о мире, так как после этого поражения орденцы уже не могли угрожать окрепшим княжествам Северо-Западной Руси, а ему в свою очередь стали угрожать литовцы!

Литва в русских летописях впервые упоминается в 1009 году, но в единое государство объединилась лишь около 1183 года. Но даже и позднее, в ХIII в., и литовцы и пруссы продолжали быть язычниками и не желали принимать крещение. Но за свободу нужно было платить и отражать нападения и с запада, и с востока. Но литовцы упорно боролись за свою независимость и веру отцов, а крестились только в 1367 году. В мирное время они жили фермерскими хозяйствами и скотоводством, однако имели достаточно средств, чтобы покупать дорогостоящее железное оружие. Часто литовские всадники имели и большие наделы, которые частями сдавали в аренду лично свободным крестьянам-общинникам, воевавшим в пехоте.

Армия (karias) у литовцев была племенная. Причем седла литовских всадников были удобнее, чем рыцарские. Летом они часто совершали разбойничьи набеги за добычей, но чужих земель не захватывали. Воюя с ними, рыцари скоро поняли, что сражаться с таким противником лучше всего не летом, а зимой, когда реки замерзают и по ним можно идти, как по дороге.

Правда, литовцы и ходили на лыжах как финны и сражались на них! Мужчин при таких вот зимних набегах обычно убивали, чтобы не гнать «в полон» по снегу. А вот женщин и детей уводили с собой, хотя из-за них идти назад приходилось медленно.

В один из таких походов литовцы решили отправиться зимой 1270 года, в день зимнего солнцестояния. Эстонский епископ Герман фон Буксховден, узнал о выступлении войск из из Литвы, и тут же направил против них войска епископа Тарту, датчан из северной Эстонии и отряд рыцарей Тевтонского ордена во главе с Отто фон Литтербургом — магистром Ордена в Ливонии.

По иронии судьбы крестоносцами, шедшими к Чудскому озеру, также предводительствовал епископ Тарту, тоже Герман, да ещё и… дядя этого самого фон Буксховдена. Но молодой Герман, видно, не знал, что навстречу ему идёт войско Великого герцога Литвы Трейдениуса, и что в нем много русских воинов, ветеранов прошлых битв с крестоносцами, и все они настроены очень решительно.

16 февраля 1270 года на льду замерзшего Балтийского моря войска противников встретились, и завязалась жаркая битва. Литовцы огородились санями, а их противники построились тремя отрядами: конница Тевтонского ордена в центре, епископ встал на левом фланге, а датчане на правом. Известно, что рыцари, стоявшие в центре, с пренебрежением относились к своим союзникам и атаковали литовцев первыми, не дожидаясь, пока все три отряда выступят одновременно. Прежде, чем к ним подошли датчане, литовцы, видимо, покалечили многих лошадей, а рыцари без поддержки пехоты, с ними ничего сделать не могли. Тут литовцы (скорее всего уже силами конницы), стали окружать ливонскую пехоту и уцелевших тевтонских рыцарей. Но тут им на помощь подоспела конница датчан и епископа Германа. В «Ливонской Рифмованной хронике» об этом написано так: «Это было дикое убийство лошадей и резня с обеих сторон, христиан и язычников.
И кровь людей из обеих армий проливалась на лёд.

Это была жестокая битва, в которой много человеческих голов было порублено.
Убит в сражении лучший (Master Otto) и 52 хороших монаха-воина».

Христианские источники сообщают, что крестоносцы потеряли шестьсот человек, а литовцы — 1600! Поэтому «поле битвы», если так можно сказать о поверхности замёрзшего моря, осталось за рыцарями, но потери их оказались настолько велики, так что победа ощущалась ими совсем не такой полной, как бы им того хотелось. Здесь нужно заметить, что эта битва помогла литовцам обрести национальное единство. А вот пруссы на этом пути потерпели неудачу, и скоро от них осталось только одно название.

Интересно, что именно Дэвид Николь еще 20 лет назад написал о литовском военном деле XIII в. очень интересную статью, сообщающую много интересных подробностей. Например, что битвы между боевыми отрядами литовских племен, обычно проходили в форме группового поединка. Воины сражались пешими, а в случае поражения отступали к лошадям, и искали спасения в бегстве. Главное было напасть на противника неожиданно, забросать его дротиками на скаку и тут же отойти — вот такие приемы атаки использовали эстонцы, литовцы и балты, и применяли седла подходящего устройства с пологой задней лукой***.

Главным оружием у них был меч, главным образом германского производства, но рукоять была местного производства. Найдены рукояти, сделанные из железа и бронзы с накладными серебряными украшениями. Причем металлографический анализ показал, что наконечники копий и дротиков в Литву завозили из Скандинавии, но часть делали и местные кузнецы. Изготавливались они даже из дамасской стали. То есть технология сварочного дамаска литовским кузнецам была знакома.

Основным доспехом была кольчуга, которую носили и под теплой верхней одеждой, и поверх неё. Шлемы — сфероконические, типичного восточно-европейского образца. Щиты — традиционной, общеевропейской формы. Что до знаменитой «литовской павезы» — то есть щита с выступающим посредине желобом для руки, то тогда её у литовцев ещё не было. Этот щит литовцы заимствовали из северо-восточных районов Польши, где он стал известен в середине XIII в. Нужно подчеркнуть, что литовская конница сыграла очень важную роль и в историческом сражении под Грюнвальдом, когда военная мощь Тевтонского ордена была очень сильно подорвана!



Батальная сцена из Холкгемской рисованной Библии. Около 1326 — 1327 гг.
На ней показаны воины со щитами-баклерами, такими же, как и в фильме «Александр Невский», но разница во времени почти 80 лет.

Так что, скорее всего в основу концепции кинофильма «Александр Невский» кинорежиссера С.Эйзенштейна легла история всех этих трех битв в соответственно переработанном и идеологически выверенном виде. Ну, а его талант сделал свое дело и в итоге весь его художественный вымысел сохранился даже в школьных учебниках 2014 года! И, конечно же, очень мало кто замечает, что с исторической точки зрения в этом фильме есть немало исторических несоответствий. Отдельные его персонажи одеты не в те костюмы, в какие бы их следовало обрядить. Предатель Твердило непонятно зачем наряжен в кирасу, а их в то время еще не носили. Прорези на шлемах у «псов-рыцарей» имевшие форму креста реально не встречаются. Прорезь Т-образной формы на рыцарских шлемах была, но в форме креста — явный авторский вымысел. Да и шлемы топхель собирались из 5 частей, и все-таки не были так уж похожи на ведерки!



Предатель Твердило Иванкович в доспехах типа "микст".

Кстати этот фильм нашел своих адептов даже в других странах, национальные режиссеры, стали снимать исторические фильмы похожие на него по замыслу. Вторым после «Александра Невского», стал снятый в Болгарии в 1963 году фильм «Калоян». Сюжет его такой: болгарский царь Калоян ведет борьбу с византийцами, болгарами-предателями, и громит западноевропейских крестоносцев, у которых на головах шлемы в форме ведер. Причем события этого фильма относятся к 1205 году, когда в военную «моду» эти шлемы еще не вошли! Но, на что не пойдешь ради красивого мифа и впечатляющего кадра? Поэтому и позолоченные «ведра» у рыцарей, и цельнокованый панцирь и шлем-бацинет на царе Калояне (появившиеся два века спустя), это такие «пустяки», что даже внимания не заслуживают!



Совсем уж смешной шлем на рыцаре-крестоносце 1205 г.

Следует отметить, что свое прозвище — «псы-рыцари» Тевтонского ордена в России получили только шесть веков спустя и то из-за неверного перевода трудов Карла Маркса на русский язык. Основоположник коммунистического учения использовал в отношении этих рыцарей существительное «монах», каковыми они и являлись, но на немецком языке оказалось созвучным слову «собака»!
Кстати, вряд ли стоит приписывать Александру Невскому и фразу про погибель врагов земли русской от меча. То есть, конечно, что-то такое он вполне мог сказать — почему нет, но на деле это переиначенная С.Эйзенштейном фраза из Библии. И, опять же, с точки зрения искусства, то, что он ее придумал это очень хорошо, поэтому, так этим лишний раз подчеркивается начитанность и образованность («книжность») легендарного князя! Таким образом, нет ни малейшего уничижения нашей военной славы в том, чтобы читать летописи и следовать тем фактам, которые на сегодня известны исторической науки. Не надо ничего преуменьшать, но не надо и ничего преувеличивать!

Автор Вячеслав Шпаковский

http://topwar.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.