Барк-призрак "Кобенхавн"

25 сент’ 2014 | 14:13
INNA

Пришло время продолжить тему кораблей-призраков,но в интернете качественной инфы на эту тему не так уж и много.Вот нашел кое-что на парочке сайтов!
Последний пятимачтовый барк— "Кобенхавн" — был построен в 1921 году шотландской верфью “Рэмэдж энд Фергюсон” по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.
Предыстория строительства судна:

Барк "Kobenhavn" известно как судно, корпус которого строился два раза. Его проектирование и строительство был начато в 1915 году “Рэмэдж энд Фергюсон” в Лейте (порт Эдинбург, Шотландия ), где построили корпус судна. В 1916 году вся работа остановилась, корпус был преобразован в нефтяную баржу, якобы переименовали в "Черного дракона", и перевезли в Адмиралтейство в Гибралтар. Дальнейшее использование неизвестно.
Строительство парусника:
Независимо от использования первого корпуса, в конце первой мировой войны Восточно-Азиатской компания решила построить второе судно с тем же названием, используя оригинальные планы, которые были предназначены для строительства барка "Kobenhavn" и заказала постройку судна на этой же верфи. После постройки корпуса и оснащения его мачтами, строительство было временно приостановленно и судноо оставалось на верфи на протяжении всей первой мировой войны. Наконец, в 1921 году, строительство было полностью завершено и со стапелей верфи сошел пятимачтовый барк, водоизмещением 7,900 тонн. Назначение судна - перевозка сыпучих грузов: зерно, уголь и др.
По размерам среди пятимачтовиков он занимал среднее положение, зато по праву мог именоваться одним из самых красивых винджаммеров в мире благодаря изящным линиям корпуса и пропорциональности рангоута с несколько увеличенной площадью верхних парусов.
Конечно, в конструкции барка не обошлось без технических новинок. Как и “франс-2”, “Кобенхавн” оснастили дизелем (правда, одним, а не двумя). У двухлопастного гребного винта регулируемого шага лопасти могли устанавливаться в положение вдоль потока, что снижало сопротивление при движении под парусами. Такелажные лебедки стали электрическими. Ну и главная особенность: винджаммер был не только грузовым, но и учебным судном. Чтобы уменьшить расходы на содержание экипажа, судовладельцы планировали при штатной команде в 40 — 45 человек брать 16—18 кадетов-практикантов, чей труд можно было не оплачивать. Постепенно, от рейса к рейсу это соотношение менялось в сторону увеличения кадетов и уменьшения численности основного экипажа. По имеющимся данным, капитаном барка был Х.К. Кристенсен.
Эксплуатация:
После ходовых испытаний парусник в октябре 1921 года отправился в свое первое дальнее — кругосветное! — плавание, продолжавшееся 404 дня. Барк пересек Атлантику, обогнул мыс Горн, посетил Сан-Франциско, Гонолулу, Владивосток, Дайрен и другие города; назад в Европу он вернулся, обойдя мыс Доброй Надежды. Затем последовали подобные рейсы в Аргентину, Австралию, Юго-Восточную Азию... Имея неплохую маневренность при движении под дизелем, “Кобенхавн” стал единственным пятимачтовиком, прошедшим по Суэцкому и Панамскому каналам.
Барк успешно эксплуатировался в течение 7 лет. Но его карьера оборвалась трагически.

Последний рейс и исчезновение:
14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз — пшеницу — и доставить его в Европу.
21 декабря состоялся сеанс связи с парусником, после чего “Кобенхавн” исчез. Что явилось причиной его гибели — внезапно налетевший шквал, столкновение с айсбергом или громадная “волна-убийца”, встречающаяся в “ревущих сороковых”, — так и останется тайной.
22 декабря судно на связь не вышло и с этого момента считается пропавшим без вести. Страшные находки:
Единственными следами происшедшей катастрофы стали 7 скелетов, найденные в 1932 году в пустыне Намиб. По пуговицам с якорями установили, что это— кадеты торгового флота Дании. Значит, по крайней мере одна шлюпка с “Кобенхавна” добралась до берега, но обессилевшие моряки умерли на пустынном африканском берегу от голода и жажды. Шлюпок или каких-либо других принадлежностей с парусника найдено небыло.
Вопрос - почему погиб последний пятимачтовый гигант — так и остался открытым.
Один из самых примечательных судов-призраков ХХ в. — датское учебное парусное судно «Кобенхавн». 4 декабря 1928 г. оно вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить свое кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 кадетов — воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда "Кобенхавн" уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма. Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл. Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.

В январе 1929 г. жители островов Тристан-да-Кунья, расположенных в южной части Атлантики на полпути между побережьем Брази­лии и мысом Доброй Надежды, увидели граци­озный парусник, направ­ляющийся прямо на предательские рифы у берега. Корабль несся, подгоняемый штормовым ветром. Он подошел на достаточно близкое расстояние, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо признаков жизни на его борту. Широкая белая полоса на корпусе — отличительный знак учебных парусников — давала основание предпо­лагать, что это был «Кобенхавн».

На расстоянии полумили от острова судно попало во власть мощного течения. Спустившийся туман скрыл парусник от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни его обломков не нашли. Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, на них не было. Вскоре версия о «Кобенхавне» была окончательно отвергнута. Стало известно, что в тот январский день вблизи островов Тристан-да-Кунья прошел четырехмачтовый финский барк «Понапс».

Еще одно сообщение о «Кобенхавне» в том же 1929 году поступило от чилийских рыбаков. Во время промысла у южного побережья Чили в жестокий шторм видели этот парусник. Он был уже без мачт. Тщательное обследование кораблями-спасателями обширного района, указанного рыбаками, не смогло пролить свет на тайну исчезновения судна.

Пропажа со всеми людьми большого учебного судна, которое за годы безаварийного плавания доказало свои отличные мореходные качества, взволновала датскую общественность. Многие кадеты, участвовавшие в учебном плавании на «Кобенхавне», были выходцами из богатых семей. Их родители, не надеясь на быстрые и эффективные действия официальных властей, сами снарядили на поиски специальное судно. Но его плавание оказалось безрезультатным. В конце концов морские эксперты пришли к заключению: «Кобенхавн» так быстро затонул, что команда не успела восполь­зоваться спасательными шлюпками и люди погибли.

Однако на этом история с датским учебным судном не закончилась. В ночь с 7-го на 8-e октября 1959 г. капитан голландского сухогруза «Страат Магелхэс» Пит Алгер, находясь у южной оконечности африканского континента, увидел внезапно появившееся судно большое парусное судно. Под всеми парусами оно шло навстречу «Магелхэсу». С трудом Алгеру удалось избежать столкновения. Не успела команда опомниться, как парусник исчез в тумане. В своем донесении морским властям капитан сообщал, что парусник весьма напоминал «Кобенхавн».

Источник http://mag.org.ua/

Прикрепленные фото:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.