Публикации / Политика, экономика, войны, оружие, заговоры, криминал / Сверхмалые подводные лодки типа Biber (Германия)

Сверхмалые подводные лодки типа Biber (Германия)

10 июля’ 2015 | 07:18
INNA

На заключительном этапе Второй мировой войны флотоводцы нацистской Германии пытались изменить ход боев на море при помощи человекоуправляемых торпед и сверхмалых подводных лодок нескольких типов. Подобная техника, по задумке адмиралов, должна была атаковать корабли и суда противника на небольшом расстоянии от берега и тем самым затруднять работу вражеских флотов. Всего за несколько месяцев был разработан ряд проектов новой техники, часть которых дошла до серийного производства. Среди них был проект подлодки Biber, которой было суждено стать самым массовым серийным представителем своего класса.

Предпосылкой к появлению нескольких немецких проектов сверхмалых подлодок стал захват британской техники этого класса. Проект Biber («Бобр») не стал исключением. Идея создания этого проекта была высказана офицером Гансом Бартельсом после того, как он ознакомился с захваченной в Норвегии британской сверхмалой подлодкой типа Walman. Трофейную субмарину передали специалистам для изучения, после чего Бартельс начал продвигать идею создания аналогичного проекта. Вскоре он получил поддержку представителей судостроительной промышленности.

Уже в конце 1943 года Г. Бартельса вызвали в Германию для участия в разработке нового проекта. Непосредственным руководителем проекта стал Германн Бюнте, директор завода Flender-Werke в г. Любек. Инженеры изучили трофейную подлодку, а также приняли во внимание успехи своих коллег в деле разработки аналогичной техники. Результатом этого стало появление проекта под названием Biber. Как и другие немецкие сверхмалые подлодки того времени, «Бобр» должен был стать носителем торпед и предназначался для проведения скрытных атак.



Спуск подлодки Biber на воду. Фото Militaryfactory.com


Проектные работы шли достаточно быстро, что позволило представить готовый проект в первых числах февраля 1944 года. Разработка получила одобрение со стороны потенциального заказчика, что позволило начать подготовку к строительству первого опытного экземпляра. Опытная подлодка нового проекта была заложена 23 февраля. Прототип получил собственное имя – Adam. Строительство опытной субмарины длилось всего несколько недель. В середине марта закончилась сборка всех агрегатов, а в конце месяца лодку выпустили на испытания.

Спешка при разработке привела к некоторым неприятным последствиям. Новая субмарина была «сырой» и не годилась для использования в войсках. Так, уже первый выход в море на испытания завершился аварией. Во время первых испытаний системы погружения подлодка оборвала страховочные тросы и легла на дно. Водитель не пострадал, а саму подлодку вскоре удалось поднять на поверхность. За аварией последовали выводы. Было решено внести в проект массу изменений, направленных на повышение характеристик и избавление от имеющихся проблем.

На доработку проекта и переделку прототипа ушло некоторое время. Измененный и усовершенствованный проект получил одобрение заказчика, а также стал предметом нового заказа. В течение нескольких следующих месяцев командование Кригсмарине планировало построить не менее 300 новых подлодок.



Боковая проекция подлодки Biber. Рисунок Wikimedia Commons


Сборка первых серийных «Бобров» стартовала в мае 1944 года. К строительству подлодок были привлечены несколько предприятий. Окончательная сборка осуществлялась на заводах Flender-Werke и Ansaldo (Италия). При этом итальянское предприятие, ввиду ограниченных возможностей, получало агрегаты корпусов с завода Kl?ckner-Humboldt-Deutz в г. Ульм и оснащало их всем необходимым оборудованием. Подлодки Biber разных заводов можно было отличить по особой маркировке: изделия из Любека получали шифр LFW, а «итальянские» субмарины обозначались как KHD. Также имеются сведения о строительстве подобной техники в Бремене.

При разработке нового проекта немецким инженерам пришлось учитывать особенности имеющихся транспортных средств. Подобные требования сказались на габаритах подлодки и ее водоизмещении. Кроме того, такие ограничения сказались на удобстве работы пилота.

Подлодка Biber имела общую длину чуть более 9 м и корпус диаметром 96 см. Максимальная ширина субмарины не превышала 1,6 м. Полное водоизмещение составляло 7 т. Несмотря на малые размеры, «Бобр» имел характерные обводы корпуса, свойственные полноценным подлодкам того времени. Во время создания этого проекта специалисты уже знали о проблемах цилиндрических корпусов, применявшихся в более ранних разработках. Для улучшения остойчивости лодки было решено использовать «подлодочную» форму корпуса с сужающейся носовой частью.

Основой конструкции сверхмалой подлодки «Бобр» был прочный корпус, сваривавшийся из стальных листов толщиной 3 мм. Внутри прочного корпуса располагалось все необходимое оборудование. По компоновке внутренних объемов новая подлодка в некоторой мере походила на предыдущие разработки этого класса, например на субмарину Seehund. В носу и корме предусматривались две балластные цистерны, необходимые для погружения и всплытия. При этом из-за ограничений по габаритам конструкции, лодка не имела балансировочных цистерн, что затрудняло ее эксплуатацию.


В носовой части герметичного прочного корпуса располагались аккумуляторные батареи для энергоснабжения ходового электромотора. Там же находились баллоны со сжатым воздухом для продувки балластных цистерн. Позади аккумуляторного отсека находился объем для размещения одного пилота и систем жизнеобеспечения. Корма отдавалась под силовую установку и топливные баки.



Рубка крупным планом. Фото Uboataces.com


Кабина пилота достойна отдельного рассмотрения. Корпус малого диаметра не позволил нормально разместить пилота, из-за чего в конструкцию лодки пришлось ввести цилиндрическую рубку сравнительно большой высоты. Ввиду ограничений по весу рубка изготавливалась из алюминия. Для снижения сопротивления при движении нижняя часть рубки прикрывалась обтекателем. В крыше рубки предусматривался люк для посадки, в боковой поверхности – четыре стекла для наблюдения за обстановкой.

Стрелочные приборы для слежения за работой систем и органы управления размещались на приборной доске, закрепленной на внутренней поверхности рубки. Ввиду малых размеров обитаемого отсека приборная доска располагалась непосредственно под передним стеклом рубки. Несмотря на невысокое удобство кабины, пилот мог управлять всеми необходимыми системами, от силовой установки до балластных цистерн. Тем не менее, управление нельзя было назвать простым, как из-за сложности различных процедур, так и по причине не самой удобной компоновки кабины.

Сверхмалая подлодка типа Biber имела крайне простое навигационное оборудование. Пилот располагал только наручным компасом и картой района, в котором ему приходилось работать. В крыше рубки находился выдвижной перископ высотой 1,5 м. Таким образом, в надводном положении пилот мог осматриваться при помощи остекления рубки, а на небольших глубинах – использовать перископ.

При движении в надводном положении пилот мог открывать люк рубки для вентиляции обитаемого объема. Тем не менее, из-за небольшой высоты рубки (около 50 см над поверхностью воды) существовал риск попадания воды внутрь лодки. На этот случай в кабине имелся специальный насос. При закрытом люке, дыша имеющимся воздухом, пилот сохранял работоспособность около 40-45 минут. Для длительных плаваний на борту имелся кислородный баллон с маской. Запаса кислорода хватало на 20 часов.

В кормовой части корпуса располагалась силовая установка. Для движения на поверхности и зарядки аккумуляторов предназначался бензиновый двигатель компании Opel мощностью 32 л.с. Подобный выбор двигателя был связан с ограниченными возможностями промышленности. Дизели требуемых малых размеров не производились и не разрабатывались. Как следствие, пришлось оснащать новую подлодку бензиновым двигателем, заимствованным у одного из серийных автомобилей.

Рядом с бензиновым двигателем имелся электромотор, заимствованный у одной из серийных торпед. Электрический двигатель имел мощность всего 13 л.с. и был связан с гребным винтом диаметром 47 см. Двигатель соединялся с тремя аккумуляторными батареями. Позади гребного винта находись рули направления и глубины. Для упрощения и удешевления конструкции рули изготавливались из дерева. Отклонение рулей осуществлялось при помощи набора тяг, соединенных с органами управления в кабине.



Рули и гребной винт. Фото Uboataces.com


При движении в надводном положении подлодка «Бобр» должна была использовать бензиновый мотор, снабжающий энергией электродвигатель и заряжающий батареи. В таком режиме субмарина развивала скорость до 6,5 узла. В подводном положении можно было использовать только электромотор и батареи, обеспечивавшие скорость до 5 узлов. Емкость топливного бака позволяла пройти в надводном положении до 100 морских миль на максимальной скорости. Одной зарядки аккумуляторов хватало на путь длиной не более 8-8,5 миль при максимальной скорости. Для достижения большей дальности плавания требовалось правильным образом комбинировать движение в надводном и подводном положении с небольшими скоростями, позволявшими снизить расход топлива или электроэнергии.

Прочности корпуса, по расчетам, хватало для погружения на глубину до 20 м. В ходе эксплуатации было установлено, что «Бобр» может опускаться и на 30 м. Основным средством погружения были две балластные цистерны, в носовой и кормовой части корпуса. Кроме того, имелся горизонтальный руль, обеспечивавший маневрирование по глубине.

Вооружение подлодки типа Biber состояло из двух торпед G7e, подвешенных под днищем корпуса в особых нишах полукруглого сечения. По имеющимся данным, для использования с такими субмаринами предлагались доработанные версии торпед. От базовой модификации они отличались меньшим весом, сокращенным за счет части аккумуляторов. После подобных доработок торпеда сохраняла возможность развивать скорость до 25-27 узлов, однако дальность хода сократилась до нескольких километров. Тем не менее, атаковать цель предполагалось с расстояния не более 800-1000 м, что было заметно меньше дальности хода.

За несколько месяцев 1944 года немецкая промышленность построила 324 подлодки типа Biber. В мае заказчик получил всего три лодки, еще шесть сдали в июне. В июле были построены 19 субмарин, после чего производство вышло на максимальные темпы. Пик производства пришелся на август, сентябрь и октябрь – 50, 117 и 73 субмарин соответственно. Последние 56 подлодок были построены и переданы заказчику в ноябре. Заводы, участвовавшие в производстве сверхмалых подлодок, регулярно становились целью бомбардировщиков антигитлеровской коалиции. Из-за постоянных налетов авиации было потеряно некоторое количество подлодок нескольких типов, находившихся на разных стадиях строительства.

Уже в ходе эксплуатации подлодок «Бобр» были выявлены некоторые недостатки и проблемы. К примеру, работу пилота серьезно затрудняло отсутствие балансировочных цистерн. Из-за этой особенности всплытие на перископную глубину и дифферентовка лодки были крайне трудны, а в некоторых ситуациях невозможны. Кроме того, подлодки первых серий имели несовершенную герметизацию моторного отсека, из-за чего часть выхлопных газов бензинового двигателя попадала в кабину. Особые претензии эксплуатантов вызывала невозможность стрельбы торпедами в подводном положении: следовало всплывать, использовать оружие и после этого вновь погружаться. Подобная особенность боевой работы подвергала подлодку большому риску быть обнаруженной и уничтоженной.



Приборная доска. Фото Wikimedia Commons


Сверхмалая подлодка Seehund, появившаяся почти одновременно с Biber, была способна осуществлять экстренное погружение без специальной подготовки: все нужные процедуры можно было выполнять уже после ухода под воду. «Бобр» не имел такой возможности, что делало его более уязвимым для противолодочной обороны противника. Погружение представляло собой достаточно сложную и длительную процедуру. Сначала пилот должен был выключить бензиновый двигатель и закрыть выхлопной клапан, через который происходил выброс газов в атмосферу. Затем следовало включить электромотор и открыть кингстоны балластных цистерн. Далее пилот должен был следить за глубиной погружения, одновременно перекрывая клапан шнорхеля. Даже подготовленный подводник тратил на эти процедуры достаточно много времени, что на практике позволяло противнику обнаружить подлодку и провести успешную атаку.

Все серийные подлодки Biber передавались соединению Kleinkampfverbande, отвечавшему за эксплуатацию сверхмалых субмарин, человекоуправляемых торпед и другой специальной техники. За счет поставок серийной техники удалось укомплектовать подлодками девять флотилий (K-Flottille) с номерами от 261 до 269. Подразделения, вооруженные «Бобрами», должны были базироваться по всему европейскому побережью, контролируемому Германией, и устраивать регулярные атаки кораблей и судов противника. Тем не менее, как и в случае с другой подобной техникой, новые сверхмалые подлодки не показали выдающихся результатов.

Первый рейд подлодок Biber состоялся 20 августа 1944 года и закончился полным провалом. По планам командования, 22 субмарин должны были покинуть порт Фекан на севере Франции и отправиться к месту стоянки кораблей противника. Тем не менее, восемь лодок по техническим причинам не смогли выйти на задание. На этом проблемы не прекратились: из 14 вышедших в поход лодок до места атаки противника добрались только две. Естественно, они не смогли выполнить поставленную задачу и вернулись домой.

Следующие месяцы большая часть имевшихся в строю «Бобров» провела на базах. Новая операция была назначена на 22 декабря, ее целью была атака судов в устье реки Шельда. 18 субмарин вышли из Роттердама с целью уничтожить корабли противника. По техническим и иным причинам из этого похода вернулась только одна лодка. Необходимо отметить, это оказался единственный рейд, в ходе которого удалось выполнить боевую задачу и успешно атаковать крупное вражеское судно. Немцы потопили американский сухогруз Alan A. Dale.

Через два дня еще 14 подводников отправились на задание и погибли или попали в плен. 27 декабря должен был состояться очередной рейд с участием 14 подлодок, но в море вышли только три. Во время подготовки лодок произошел взрыв торпеды, в результате которого 11 «Бобров» были уничтожены или серьезно повреждены. Оставшиеся три вышли на задание, но не вернулись. Часть поврежденных лодок позже прошла ремонт и вернулась в строй.

Походы с базы в Роттердаме продолжались в течение нескольких месяцев, но не дали никаких результатов. «Алан А. Дейл» оказался единственным вражеским судном, потопленным подлодками типа Biber. По другим данным, в дальнейшем «Бобрам» удалось потопить еще несколько небольших судов, но в дальнейшем они так и не записали на свой счет ни одной крупной цели. Работа K-Flottille в районе берегов Нидерландов была остановлена бомбардировщиками союзников. Во время одного из налетов они уничтожили все портовые краны, использовавшиеся для спуска подлодок на воду. Кроме того, бомбы уничтожили или повредили большое количество самих субмарин.



Подлодка Biber, выброшенная на берег. Ориентировочно, весна 1945 г.


В самом начале января 1945 года командование Кригсмарине предложило использовать подлодки Biber для атаки базы ВМФ СССР Ваенга (ныне Североморск). 5 января из норвежского порта Тормсё вышли три подлодки типа VII с двумя «Бобрами» на каждой. Предполагалось, что за несколько дней они доберутся до цели и атакуют советские корабли в порту. Тем не менее, операция не удалась. Сверхмалые подлодки были закреплены неправильным образом, из-за чего вибрация двигателей носителей повредила их конструкцию. В прочные корпуса «Бобров» попала вода, что сделало их непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Также имелись планы использовать подлодки Biber на различных реках для атаки мостов и других важных объектов. Существовало предложение разработать систему креплений для перевозки сверхмалых субмарин на гидросамолетах. В частности, так можно было доставлять «Бобров» в разные районы Средиземного моря. Такие планы не были реализованы ввиду ухудшения положения Германии и отсутствия возможности действовать в отдаленных районах.

В начале 1945 года, несмотря на поражения на фронтах, немецкие судостроители предложили два новых проекта, подразумевавших развитие подлодки Biber. Так, проект Biber II подразумевал строительство субмарины больших размеров с экипажем из двух человек. Это позволяло повысить некоторые характеристики, а также облегчить работу каждого из подводников.

Также существовал проект Biber III. Такая подлодка должна была иметь увеличенные размеры и иной состав оборудования. В частности, предлагалось использовать 65-сильный дизель замкнутого цикла. По расчетам авторов проекта, новая подлодка могла бы оставаться в море до 11 суток и проходить до 1500 морских миль. По понятным причинам, оба проекта модернизации так и остались на бумаге.

По имеющимся данным, с января по апрель 1945 года в различных операциях участвовали не менее 109 подлодок типа Biber. На свои базы сумели вернуться только 32. Остальные затонули или вышли из строя по техническим причинам и были брошены пилотами. С августа 44-го и до конца войны подводникам удалось одержать только одну заметную победу – потопить американское транспортное судно.

По мере продвижения союзников некоторые подлодки типа «Бобр» становились трофеями. С подписанием акта о капитуляции та же судьба постигла и все остальные субмарины этого и других проектов. Как и другая техника немецкой разработки, Biber изучались специалистами и испытывались для определения их реальных характеристик. После завершения изучения большая часть остававшихся на базах субмарин была утилизирована.



Подлодка Biber в Королевском музее подводных лодок (г. Госпорт, Великобритания). Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, до настоящего времени дожили не менее восьми лодок Biber. По две такие субмарины находятся в музеях Германии, Нидерландов, Норвегии и Великобритании. Примечательно, что одна из «нидерландских» подлодок несколько десятилетий пролежала на дне моря. Ее нашли в мае 1990 года, подняли и восстановили, после чего она стала музейным экспонатом.

Также следует отметить судьбу подлодки, хранящейся в Королевском музее подводных лодок в британском Госпорте. В 2003 году эта субмарина прошла ремонт и была испытана в одном из ближайших водоемов. Оригинальная силовая установка позволила испытателю пройти некоторое расстояние и погрузиться на небольшую глубину. Тем не менее, из уважения к музейному экспонату, этот «Бобр» был возвращен на свое место в музей и, насколько известно, больше не спускался на воду.

Сверхмалые подводные лодки проекта Biber стали самой массовой техникой своего класса, строившейся в Германии. Нетрудно заметить, что большое количество осталось единственным «рекордом» этой техники, поскольку она не могла похвастать серьезными успехами в бою. С лета 1944 года по апрель 45-го немецкий флот получил 324 лодки типа Biber. Эксплуатация началась в августе 44-го и была связана с большими потерями: из 109 лодок, участвовавших в рейдах, было потеряно чуть менее 80. Кроме того, большое количество подобной техники было уничтожено бомбардировками или досталось противнику вместе с базами. Одновременно с этим немецким подводникам удалось потопить всего одно крупное вражеское судно.

Как и другие сверхмалые подлодки немецкого флота, «Бобры» буквально опоздали на войну. Они появились слишком поздно, чтобы оказать ощутимое влияние на ход войны на море. Кроме того, они не отличались техническим совершенством, что приводило к повышенным потерям по небоевым причинам. В результате проект Biber пополнил список немецких разработок, не оправдавших возлагаемые на них надежды.


По материалам сайтов:

http://uboat.net/
http://uboataces.com/
http://militaryfactory.com/
https://submarine-museum.co.uk/
http://juergenthuro.de/

Автор Рябов Кирилл

http://topwar.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.