Тайны гибели субмарин

12 июля’ 2015 | 06:55
INNA



Теплым майским днем 1968 года на американской военно-морской базе в Норфолке ожидали возвращения из патрулирования подводной лодки «Скорпион». Но время шло, прошли все возможные сроки, а лодка так и не пришла в родной порт. Никого не насторожила, пришедшая ранее, вполне обычная радиограмма с борта: «Местонахождение 35°07? северной широты, 40°42? западной долготы, скорость 18 уз, курс 290°». Надо отметить одну особенность, американские подлодки не часто выходили в эфир, стараясь соблюдать режим молчания. Американское командование, обеспокоенное отсутствием лодки, организовало грандиозную спасательную операцию: в ней участвовало 35 самолетов и 55 кораблей. Пять эскадренных миноносцев тщательно исследовали весь предполагаемый маршрут подлодки, но никаких следов не было найдено.

Шло время, надежда на спасение экипажа субмарины становилась все призрачнее. При поиске случайно наткнулись на затонувшую у берегов Виргинии неизвестную подводную лодку. Оказалось, что погибла она еще в годы Второй мировой войны. Несколько раз специалисты радионаблюдения, вроде бы, ловили позывные со «Скорпиона», но оказалось, что аналогичные сигналы имеют восемь других кораблей. После истечения всех мыслимых сроков спасения, подлодка официально была признана «предположительно погибшей». Однако командование военно-морского флота США считало делом чести разобраться с пропажей подлодки. Проблеск надежды в непростой ситуации появился после расшифровки записей стационарной гидроакустической установки «Цезарь»: ею зафиксирован был звук, который, с большой вероятностью, можно было отождествить со звуком разрушения корпуса субмарины при воздействии на него гидростатического давления. Удалось даже установить координаты этого звукового шума – 450 миль от Азорских островов. В этом районе глубина океана достигает 3 км, поэтому туда были направлены суда, оборудованные специальной глубоководной техникой – «Будич» и «Мизар».

Только в ноябре 1968 года удалось точно установить, что погибшая лодка, зафиксированная «Цезарем», и есть искомая субмарина «Скорпион». Специальная комиссия, в состав которой входили высококлассные специалисты, рассмотрела все возможные причины гибели подлодки и пришла к выводу, что лодка «превысила допустимую глубину погружения и затонула по неизвестной причине».

Надо сказать, что есть интересная статистика: оказывается, гибель подлодок, при невыясненных обстоятельствах, происходит намного чаще, чем надводных кораблей, исчезающих при таинственных обстоятельствах.

Так, например, еще в 1915 году, участвовавшая в очередных учениях американская военная подлодка, внезапно затонула недалеко от Гавайских островов. И хотя субмарина находилась на глубине 90 метров, в то время никто не мог оказать помощь экипажу. Когда, через полгода, удалось понять лодку на поверхность, оказалось, что ее прочный корпус не поврежден. Все забортные отверстия был тщательно закрыты. Предположение о быстром затоплении в результате ослабления заклепочного шва тоже не выдерживали критики, поскольку в этом случае поступление воды было бы медленным и позволило лодке осуществить срочный подъем на поверхность.

Также осенью 1915 года турки захватили, севшую на мель французскую подлодку «Тюкуаз» и пленили экипаж. В декабре они решили использовать лодку и плененных французских подводников для проведения глубоководных испытаний. Шесть турецких офицеров-наблюдателей поднялись на борт подлодки. После погружения подлодки на поверхность она больше не поднялась. По сей день неизвестно, что стало причиной ее гибели. Не исключено, что французские моряки не смирились с пленением и решили таким образом отомстить своим тюремщикам или опять подводники столкнулись с чем-то таинственным в водах Черного моря.

В начале 30-х годов прошлого столетия на вооружении Англии находилась необычная подлодка М-2: вместо орудийной башни, на корпусе лодки был размещен герметичный ангар с гидросамолетом. Там же находилась катапульта, приводимая в действие сжатым воздухом. 26 января лодка зашла в пролив Ла-Манш, совершая обычный учебный поход. Последнее сообщение, поступившее с лодки, было о начале погружения. Поиски вели 50 кораблей и только через восемь дней лодка была обнаружена. М-2 находилась на глубине 35 метров. Крышка ангара, а также переходной люк в корпус лодки были открыты. Попытка поднять лодку не увенчалась успехом: и она навсегда осталась под водой.

Трагедию попытались объяснить тем, что находясь под водой, подводники совершили ошибку – открыли люк. Однако причина этой ошибки осталась неразгаданной.

В годы войны с фашизмом многие подводные лодки разных стран считались пропавшими без вести. И хотя после войны были найдены документы, подтверждающие гибель некоторых их них, все же ряд таинственных исчезновений объяснить не удалось.

В 1942 году американская подлодка находилась вблизи японских берегов. Последняя радиограмма поступила с нее 30 июля. В ней говорилось о небольшом количестве торпед, оставшихся на лодке и о существовании хорошо налаженной противолодочной обороне японцев. В августе подлодку признали пропавшей без вести. После войны, в архивах Японии не удалось найти никакого упоминания об атаке или потоплении подводной лодки.

1 января 1940 года командир советской дизель-электрической подводной лодки серии С-2 И. А. Соколов получил задание прорваться в Ботнический залив и активно действовать на морских коммуникациях противника. 3 января лодка с борта лодки пришла радиограмма, а затем связь с ней была потеряна. До сих пор неизвестно о судьбе 50 членов ее экипажа. Официальная версия гласит — гибель на финских минных заграждениях, выставленных у острова Меркет. Летом 2009 года шведскими дайверами была найдена лодка С-2. Но находка не была случайной. Оказывается, что был очевидец гибели лодки. Смотритель маяка указал это место со словами: «Там лежит русский».

Также и история немецкой подводной лодки времен Второй мировой войны U-209 до сих пор не завершена. Лодка входила в состав немецкого военно-морского флота с 1941 года. Командовал ею Генрих Бродда. Субмарина считалась членом группы, имевшей название — «волчья стая». На ее счету было много потопленных судов. Но в мае 1943 года она пропала. До 1991 года все считали, что она погибла при атаке британского фрегата, однако, в последствие, выяснилось, что в атаке участвовала другая немецкая подлодка, а, значит, тайна исчезновения U-209 до сих пор не раскрыта.

Долгое время считалась пропавшей без вести советская подлодка Щ-216 («Щука»). Попала она еще в феврале 1944 года. И только в 2003 году недалеко от Крыма исследователи обнаружили ее. Судя по разрушенному отсеку и поврежденному корпусу, лодка участвовала в бою и, несомненно, команда до конца боролась за выживаемость.

Трагедия с советской субмариной «Курск» в 2000 году потрясла всю страну. Новый атомный подводный ракетоносец был гордостью России. Находился он в составе Северного флота с 1995 года. Трагедия случилась в 175 километрах от Североморска. Баренцево море поглотило лодку вместе с 118 членами экипажа. И хотя официальная версия причины гибели подлодки – взрыв в торпедном аппарате, многие уверены, что лодка была атакована торпедой либо столкнулась с миной, установленной еще в годы Второй мировой войны.

Мировой океан не спешит открывать свои тайны человечеству. А таит он достаточно много загадок и неожиданностей, особенно, для подводных лодок. Конечно, при каждой нестандартной ситуации важен человеческий фактор. Также нельзя не учитывать техническое несовершенство самих субмарин, их оборудования и вооружения. Немаловажную роль в данном вопросе имеет военное противостояние, которое является одним из инструментов геополитической борьбы между сильнейшими мировыми державами. Но все же сбрасывать мистические причины исчезновения подводных лодок на просторах мирового океана пока рано.

http://tainy.net/

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.