Экспериментальный высотный самолёт «Proteus»

27 авг’ 2015 | 07:27
INNA

Proteus — экспериментальный высотный самолет, разработкой которого занималась американская компания Rutan Aircraft, позднее превратившаяся в Scaled Composites Incorporated. Первоначально самолет создавался как мобильный центр обеспечения связи, однако в дальнейшем развился в полноценную многоцелевую платформу, при помощи которой возможна в том числе и доставка пассажиров на суборбитальные корабли. Самолет успел установить ряд рекордов, в частности рекорд высоты полета — 19.015 метров. При этом летательный аппарат прославился не только своими возможностями, но и экстравагантным внешним видом, который позволяет зачислить Proteus в число самых необычных самолетов в истории.

Изначально главной задачей самолета Proteus представлялось оперативное развертывание на любой территории высокоскоростных систем связи. Для этого самолет мог нести антенну диаметром до 5-6 метров. Но вскоре после проведения первых испытаний данный проект было решено заморозить, и самолет начали использовать для иных целей, к примеру, для изучения распределения в атмосфере радиоактивных элементов и водяного пара. При этом для проведения каждого эксперимента под брюхом самолета монтировали соответствующий блок научной аппаратуры.

В итоге Proteus предстал многоцелевой платформой, на которой можно было создавать летательные аппараты самого разного назначения:

— самолет, предназначенный для развертывания коммерческих систем связи внутри мегаполисов (3 самолета могут обеспечить круглосуточное вещание);
— самолет-разведчик, возможно использование, как БПЛА;
— связной самолет и самолет, предназначенный для передачи данных;
— самолет для метеорологических наблюдений;
— самолет, предназначенный для запуска на орбиту микроспутников (массой до 32 кг);
— самолет для доставки пассажиров (до 3 человек) на суборбитальные корабли.



Самолет Proteus отличался наличием модульной конструкции. Первый полет необычного летательного аппарата состоялся 26 июля 1998 года. Продолжительность первого полета составила всего 1 час 40 минут, он проходил на высоте 3600 метров, а скорость полета составляла 185 км/ч. Окончательные испытания и последующая сертификация самолета были запланированы на 2001 год. При этом существовали амбициозные планы по строительству 100 таких самолетов по программе High Altitude Long Operation — HALO. Общая стоимость работ оценивалась в 760 миллионов долларов. Помимо этого самолеты планировалось сдавать в аренду. Однако этим планам не суждено было сбыться. Экспериментальный самолет Proteus был построен в одном единственном экземпляре.

Самолет можно было бы использовать в рамках амбициозной программы HALO. Суть программы заключалась в том, что использование спутников для обеспечения всех видов беспроводной связи в пределах современных крупных городов — это дорогое удовольствие. В то же время программа HALO, предложенная компанией Angel Technologies, давала существенно более дешевую альтернативу спутникам. Программа базировалась на использовании высотных самолетов Proteus, которые могли находиться в небе до 14 часов на высоте 18-20 км. Всего три таких летательных аппарата, оснащенные приемопередающей аппаратурой и подфюзеляжной антенной решеткой с рабочим диапазоном 38-40 ГГц, сменяя друг друга, могли обеспечить устойчивую передачу сигналов на территорию, диаметр которой составлял 50-75 миль.

Проведенные специалистами компании Angel Technologies расчеты показывали, что созданная при помощи двух самолетов Proteus региональная сеть будет дешевле спутниковой. При этом передача сигнала осуществлялась бы лишь на густонаселенный регион, чего не мог обеспечить ни один спутник, а использование электрической энергии уменьшалось в 10 раз. Помимо этого, любое решение о запуске в космос спутника ставит на кон инвестиции в миллиарды долларов, в то время как проект HALO предполагал гораздо меньший объем затрат и мог внедряться поочередно, лишь тогда и там, где в этом действительно была потребность. Немаловажным представлялось и то, что на самолетах Proteus, в отличие от космических спутников, оборудованием можно было постоянно модернизировать. Предполагалось, что трансляция будет вестись с высоко летающих по кругу самолетов, что позволило бы отказаться от расположения в пределах крупных городов сети ретрансляторов, а также телевышек.



Однако программа HALO так и не была реализована, но сам самолет использовался в различных целях и экспериментах. К примеру, в 2002 году самолет поднимал в небо специальную 10-метровую мишень, обладающую двумя тысячами оптических сенсоров, по которой отрабатывалось наведение лазеров с земной поверхности. А для исследования высотных перистых облаков и образования в них ледяных кристаллов, оказалось очень полезной возможность нарастить крылья летательного аппарата с целью увеличения подъемной силы. Возможность совмещения в Proteus обычного, дистанционного и автоматического пилотирования превратила самолет в удобное средство отработки технологий совершения автономного полета. На тот случай, если бы что-то в полете пошло не так, экипаж мог вмешаться в ситуацию и предотвратить неприятности. Самолет был оснащен высокоскоростной спутниковой системой связи, которая допускала управление машиной для пилота-оператора, даже когда он находился далеко за горизонтом.

Пожалуй, самые интересные эксперименты, в которых принимал участие самолет Proteus, были осуществлены в 2002-2003 годах, когда на нем проводились испытания системы аппаратуры DSA (detect, see, avoid — «обнаружить, увидеть, обойти»). Самолет специально направлялся по курсу опасного сближения с другими летательными аппаратами — от обыкновенных гражданских самолетов до истребителей F/A-18, причем иногда сразу с двумя самолетами. При этом в первой серии проведенных экспериментов все самолеты были оснащены транспондерами, которые позволяли обнаруживать друг друга в небе. А в 2003 году на борту Proteus появился радар, который позволял машине успешно избегать столкновения даже с самолетами, которые с ним не «сотрудничали».

До этого еще в 2000 году на самолете Proteus был установлен ряд мировых авиационных рекордов. К примеру, самолет достиг наибольшей высоты устойчивого горизонтального полета для реактивных самолетов с массой менее 6 тонн — 19 015 метров, а также максимальной высоты полета с полезной нагрузкой в 1 тонну — 17 067 метров.



Летно-технические характеристики Proteus:

Габаритные размеры: длина — 17,17 м, высота — 5,38 м, размах крыльев передних — 16,76 м, задних — 23,77 м, площадь крыльев — 44,5 кв. м.
Масса пустого самолета — 2660 кг.
Максимальная взлетная масса — 5670 кг.
Масса топлива — 2800 кг.
Силовая установка — 2 ТРДД Williams-Rolls FJ44-2E, тягой 10,22 кН каждый.
Максимальная скорость полета — 504 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 352 км/ч.
Скороподъемность — 17 м/с.
Продолжительность полета — 14 часов при удалении от базы на 1850 км.
Практический потолок — 19 000 м.
Экипаж — 2 пилота и 1 пассажир.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/proteus.html
http://www.pcweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=57582
http://innowire.ru/tech/vysotnyj-universal
http://www.scaled.com/projects/proteus

Автор Юферев Сергей

http://topwar.ru/81121-eksperimentalnyy-vysotnyy-samolet-proteus.html

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.