Где хранятся сокровища гетмана Мазепы?

11 сент’ 2015 | 07:44
INNA



Гетман Иван Степанович Мазепа - один из наиболее загадочных деятелей украинской истории. Живя в эпоху барокко, этот человек стал ярким ее олицетворением. Он и полководец, проигравший свое главное сражение, и гроссмейстер сложных дипломатических игр большой европейской политики, и герой-любовник - романтический персонаж европейской литературы и искусства XVIII-XIX веков, одаренный поэт и музыкант, человек, влюбленный в искусство, не жалевший денег на грандиозные культурные проекты для страны. Наконец, он символ отчаянного стремления к свободе для одних и коварного предательства для других.
Историки до сих пор не знают, как на самом деле выглядел этот исторический персонаж - с нескольких портретов гетмана на нас смотрят совершенно разные люди, и нет двух хотя бы отдаленно похожих его портретов.

Легенды о Мазепе стали слагать задолго до того, как он получил гетманскую булаву. Одна из таких легенд началась с тривиальной придворной ссоры и прокатилась по всей Европе многовековым эхом. В молодые годы Иван Мазепа, блестяще образованный шляхтич, состоял на службе у польского короля Яна Казимира. Придворному украинцу король поручал нелегкие дипломатические задания в стране казаков, и его поверенный всегда удачно их исполнял. В 1661 году в Речи Посполитой организовалась конфедерация - заговор польской аристократии против короля. Вместе с Мазепой у короля служил пажем Ян Хризостом Пасек. Он оказался причастен к конфедерации. Узнав об этом, Мазепа разоблачил Пасека, рассказав о заговоре королю. Блестящий оратор, Пасек сумел выкрутиться на судебном процессе из этой истории и поклялся отомстить своему обидчику.

Через год Пасек встретил Мазепу в королевских покоях. Пьяный или прикинувшийся пьяным, Пасек начал всячески оскорблять своего врага. Иван в сердцах замахнулся саблей на хама, а такой жест в королевском дворце считался преступлением. Придворные, ставшие свидетелями этого происшествия, немедленно донесли о нем королю. Так Мазепа был изгнан с королевского двора. Но Пасек, очевидно, счел себя недостаточно отомщенным и продолжил мстить довольно странным образом, задействовав свой писательский талант. Надо сказать, что Пасек был известен при дворе как гуляка, этот грубый и жестокий человек имел на совести немало темных дел, но при этом отличался острым пером. Его «Воспоминания» стали живым и темпераментным произведением польской литературы того времени и были очень популярны.

Пасек писал в них все, что его душе было угодно, например есть там история о его специально обученной свинье, которая приносила своему хозяину, а им был сам автор мемуаров, подстреленную на охоте дичь. Описывая Мазепу, Пасек, конечно, дал волю своей богатой фантазии. Так появилась на свет история любви Мазепы и пани Фальбовской, жены волынского шляхтича Станислава Фальбовского. Когда обманутый муж узнал об измене любимой жены, он заманил Мазепу к себе домой, там его схватили слуги, раздели, привязали к спине его коня и отпустили на все четыре стороны. Конь долго несся по лесной глуши и степям, пока не вернулся в имение Мазепы в Украине. Пасек закончил эту историю на высокой нравоучительной ноте: «Видишь, Мазепа, к чему приводит подлость и чужеложество! Тьфу! Разве шляхтич может быть лгуном и злодеем!»

Для королевских придворных эта история выглядела забавно и даже правдоподобно, поскольку Мазепа был известен как ценитель женской красоты, имевший у дам большой успех. Мазепа вообще умел очаровывать людей и обладал привлекательностью до поздней старости. Как заметил историк Илько Борщак, «короли, князья, женщины, воины, казаки и даже люди духовного сана были беззащитны перед его удивительной силой пленять сердца». Но история на этом отнюдь не закончилась, и с легкой руки сплетника Пасека Мазепа в европейской литературе занял место ловеласа, оказавшись в одном ряду с Дон Жуаном и Казановой. Эту историю любви на разный манер отражали в своих произведениях философ Вольтер, поэты Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Александр Пушкин, Богдан Залеский, писатель Бертольд Брехт, композиторы Ференц Лист и Петр Чайковский, художники Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Орас Верне.

Еще одна легенда связывает имя гетмана с несметными сокровищами, спрятанными им до лучших времен. Она гласит, что после поражения в Полтавской битве 1709 года отступающие казаки во главе с гетманом Мазепой спрятали немало из гетманских ценностей - золото, серебро, драгоценное оружие - в тайном подземном ходе неподалеку от одной из переяславских церквей. Бережно припрятывая свои ценности, гетман надеялся однажды вернуться за своим кладом. Но вернуться в Украину Ивану Мазепе было не суждено.



Переяслав Мазепа знал как свои пять пальцев - ведь он питал к этому городу особые симпатии и вел тут обширное строительство. В наши дни Ивана Мазепу знают в основном как гетмана, проигравшего Полтавскую битву, а вот о его мирной деятельности вспоминают гораздо реже. Однако основная часть его долгого правления была мирным и спокойным временем, вообще-то не свойственным тогдашней Украине. Современники знали Мазепу как щедрого мецената украинской культуры, не жалевшего денег на строительство пышных соборов, школ, обустройство библиотек, с удовольствием финансировавшего знаменитую Киево-Могилянскую академию, которая при нем стала называться Киево-Могилянско-Мазепинской. Строительством всего этого благолепия гетман занимался не только в стольном Киеве и своей столице - Батурине, но и в регионах, как сказали бы в наши дни. В Переяславе он возвел Вознесенский кафедральный собор, монастырь и две школы.

Вознесенскому монастырю гетман подарил знаменитое Пересопницкое Евангелие, на котором ныне приносят присягу президенты Украины. Успел он прокопать под городом и несколько тайных подземных ходов. Некоторые из них известны, например два хода между Михайловской и Успенской церквями. Так что гетман отлично знал, где можно надежно спрятать свои сокровища.

В смутные времена Гражданской войны поисками гетманских сокровищ занимался также по-своему легендарный персонаж - атаман Зеленый, вождь антисоветского восстания из Обухова Данило Терпило. Он терпеливо собирал легенды о кладе, поскольку ему позарез нужны были деньги на повстанческую борьбу. Атаман сосредоточенно исследовал подземелья Переяслава и, говорят, даже кое-что нашел.

Еще одну загадку гетман породил уже после завершения своего земного пути. Надо заметить, что удивительно интересные сведения порой обнаруживаются совершенно случайно. Или случайности тоже имеют свою закономерность?

Однажды в послевоенной Бразилии встретились два беженца из Украины. Одного из них звали Александр Платонович Семененко. В прошлой, довоенной жизни он был адвокатом и общественным деятелем в Харькове. Второй - Степан Иванович Матвиенко, инженер, ветеран знаменитого боя под Крутами, еще до войны работал инженером в Румынии и Австрии. Обоих объединял пытливый интерес к прошлому Украины. Матвиенко увлеченно раскапывал по крупицам сведения об украинцах, живших в Бессарабии. Об одном из своих почти детективных исторических расследований он поведал бывшему харьковскому адвокату. Долгие годы Матвиенко шел по следам останков гетмана Ивана Мазепы. Точка в этих изысканиях не поставлена и поныне.

Гетман Иван Мазепа умер осенью 1709 года в молдавском селе Варница, за 4 километра от крепости Бендеры. Его отпевали в Бендерах в Николаевской церкви, позже сгоревшей во время эпидемии чумы. Из остатков этой церкви, стоявшей в начале Николаевской улицы, которую румыны позже назвали Strada Prof. Mateevici, сделали часовню.
После отпевания останки гетмана перевезли в город Галац, где предали земле в ограде болгарской церкви Святого Георгия. На могиле была установлена плита с надписью на болгарском языке. Сохранился рассказ о том, как в 1711 году, во время Прутского похода российских войск в европейские владения Турции, царь Петр I бил по этой могиле молотом и разбил плиту на четыре неравные части. В таком виде могила существовала до 1877 года. Во время российско-турецкой войны 1877-1878 годов царские офицеры раскопали могилу гетмана, ограбили ее и осквернили, а кости гетмана приказали выбросить в Дунай. Этот приказ отдали двум бунчужным казацкого охочекомонного (добровольного конного) полка Степану Булату и Мазепе - однофамильцу гетмана. Но приказ они не выполнили и похоронили останки в казацком селе Волонтиры, в церковной ограде. Об этом вскоре после революции рассказал очевидец, старый священник-болгарин юрисконсульту украинского посольства в Бухаресте доктору Модр-Михальскому. Планировалась реставрация могильной плиты, однако в вихре Гражданской войны исчезло и украинское посольство в Румынии, и само украинское государство, и интерес к гетману - борцу за его независимость. Обломки разбитой плиты видели еще в 1930 году в углу церковной ограды старой церкви в Галаце. Церковь была снесена после Второй мировой войны.

Но вернемся во времена российско-турецкой войны. Российская комиссия, раскапывавшая могилу Мазепы, узнав, что кости его не были выброшены в Дунай, а снова похоронены, послала полицейского пристава Кирилова, местного болгарина, в село Волонтиры. Получив подтверждение этих сведений от населения, Кирилов выкопал останки и повез в Бендеры. Всех костей он не нашел - только череп и кости рук и ног. Но комиссии в Бендерах он уже не застал, она уехала, не окончив раскопки, - начались военные действия. Не зная, куда девать кости, пристав Кирилов сложил их в сундук и спрятал на чердаке своего дома в Бендерах. Там они пролежали до 1925 года, когда румынская сигуранца - полиция безопасности, узнав, что гетманские кости хранятся в частном доме, забрала их оттуда и перевезла в штаб-квартиру Генеральной сигуранцы в Бухаресте. Судя по всему, там они пребывают и сейчас.

Автор: А.В.Дзюба

Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизации"

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.