Как создавался тяжелый танк ИС-2

18 нояб’ 2015 | 11:06
INNA

Осенью 1943 года советские инженеры создали новый тяжелый танк ИС-2. Всего за несколько месяцев специалисты успели разработать проект, провести необходимые испытания и запустить серийное производство новой техники. Благодаря этому уже в начале 1944 года новейшие тяжелые танки смогли принять участие в своих первых сражениях и внести свой вклад в победу над противником. Одной из самых интересных черт проекта ИС-2 были сроки его разработки. Несмотря на малую продолжительность конструкторских работ, процесс создания нового танка представлял большой интерес. Вспомним, как советские инженеры создавали новый тяжелый танк.

Стоит отметить, что 1943 год выдался весьма «урожайным» на создание тяжелых танков. Так, летом и осенью на вооружение были приняты бронемашины типов ИС-1 и КВ-85 а ИС-2 стал последним образцом техники этого класса, разработанным в том году. Параллельно с созданием новой техники инженеры занимались проработкой вопросов вооружения для перспективных тяжелых танков. Именно эти работы в итоге привели к появлению проекта ИС-2.

В апреле 43-го был произведен тестовый обстрел трофейного танка «Тигр» с использованием нескольких отечественных орудий. Наибольшую эффективность в этих испытаниях показала зенитная пушка 52-К калибра 85 мм. По результатам этих проверок Центральное артиллерийское конструкторское бюро и КБ завода №9 получили задание разработать новые танковые орудия на базе баллистики зенитного 52-К.

Результатом двух новых проектов стало создание пушек С-31 и Д-5Т. В дальнейшим эти пушки были установлены на танках-прототипах, использовавшихся в испытаниях. По результатам испытаний военные выбрали два варианта предложенной техники, которая в дальнейшем поступила на вооружение под названиями КВ-85 и ИС-85 (ИС-1). Осенью 43-го эти машины отправились на фронт, но вскоре выяснилось, что использованное оружие не позволяет эффективно бороться с современной бронетехникой противника, а исход боя в первую очередь зависит от навыков экипажа.



"Объект 240" на испытаниях. Хорошо заметен первый Т-образный дульный тормоз. Фото Warspot.ru


Еще в конце лета 1943 года советские специалисты активно занялись анализом результатов Курской битвы. Директор и главный конструктор опытного завода №100 Ж.Я. Котин, а также специалисты КБ Завода №9 почти одновременно пришли к одинаковым выводам. Они заметили, что в ходе боев на Курской дуге самым эффективным средством борьбы с вражескими «Тиграми», не говоря уже о технике предыдущих моделей с менее мощной защитой, были 122-мм пушки образца 1931/37 г., также известные под названием А-19. Вскоре Завод №9 разработал танковое орудие Д-2, которое должно было иметь баллистику пушки А-19 на лафете гаубицы М-30. После некоторых доработок такая пушка могла стать оружием перспективных тяжелых танков и успешно бороться с аналогичной техникой противника.

После некоторых переговоров специалисты двух конструкторских бюро пришли к выводу о принципиальной возможности использования пушки Д-2 или подобного орудия в составе вооружения перспективного тяжелого танка. Было решено создать новый вариант орудия на базе А-19, в котором следовало использовать люльку и противооткатные устройства из проекта пушки У-11. Кроме того, требовалось оснастить ствол дульным тормозом, который должен был снижать нагрузку на конструкцию танка. В дальнейшем эти идеи претерпели некоторые изменения, но все же привели к появлению перспективного танкового орудия.

После передачи необходимой документации конструкторы Завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова подготовили эскизный проект обновленной башни танка ИС-85 с новым 122-мм орудием. Вскоре Котин представил новый проект руководству страны и танковой промышленности. Проект получил одобрение, после чего специалисты приступили к подготовке полного комплекта конструкторской документации.

По имеющимся данным, завершение разработки проекта заключалось в совершенствовании конструкции башни с вооружением, а также в некоторых доработках имеющегося корпуса. В качестве основы для перспективного тяжелого танка было решено использовать существующий «Объект 237». Ранее, летом 43-го, эта машина применялась в качестве прототипа одного из вариантов нового танка, вооруженного 85-мм пушкой. В ходе создания прототипа «Объект 237» активно использовались имеющиеся узлы и агрегаты, а кроме того, были применены некоторые новые идеи.



Схемы бронирования танков ИС-2 ранних и поздних серий. Рисунок Wikimedia Commons


На стадии проектирования варианта танка «ИС» с орудием калибра 85 мм стало ясно, что имеющаяся конструкция корпуса не позволяет использовать подобное вооружение. При сохранении погона диаметром 1535 мм установка 85-мм орудия приводила к резкому ухудшению условий работы экипажа. По этой причине было решено увеличить погон до 1800 мм, для чего пришлось удлинить корпус. Длина боевого отделения увеличилась на 420 мм, что потребовало добавить в состав ходовой части дополнительную (шестую) пару опорных катков. Также «Объект 237» получил обновленную башню под увеличенный диаметр погона. В результате таких доработок боевая масса прототипа выросла до 44 т с негативными последствиями для подвижности и некоторых других характеристик.

Для ускорения работ по новому проекту тяжелого танка с 122-мм орудием было решено строить прототип этой машины на базе «Объекта 237». В ходе строительства с опытной машины демонтировали имеющуюся пушку, на месте которой установили новую, разработанную Заводом №9. В такой конфигурации тяжелый танк получил заводское обозначение «Объект 240» и вышел на испытания.

Примечательно, что испытания перспективного тяжелого танка стартовали лишь спустя несколько недель после принятия на вооружение. Уже 31 октября Государственный комитет обороны, ознакомившись с предложенным проектом, постановил принять на вооружение новый тяжелый танк «ИС» с 122-мм пушкой. Тем же постановлением задавалась разработка танкового варианта орудия А-19, которое следовало собрать к 11 ноября и передать на испытания к концу месяца. Первый вариант пушки должен был иметь поршневой затвор. В 1944 году в серию планировалось запустить новый вариант пушки с клиновым затвором.

Строительство нового прототипа велось на опытном заводе №100. Для строительства танка были изготовлены некоторые новые комплектующие. Кроме того, специалисты Завода №9 изготовили опытный образец перспективной танковой пушки. Разработчики орудия немного выбились из сроков и завершили сборку «А-19 танковой» на день позже установленного срока. Переданную пушку вскоре установили на обновленных креплениях имеющейся башни.



Три варианта дульных тормозов, использовавшихся на танках "Объект 240"/ИС-2. Рисунок Armor.kiev.ua


Танковый вариант пушки А-19 был создан на базе ранее разработанных орудий Д-2 и Д-5Т. У первой был заимствован ствол, направляющую часть которой обточили до нужного диаметра. Пушка Д-5Т, в свою очередь, «поделилась» люлькой и противооткатными устройствами. По требованию разработчиков танка, новое орудие должно было оснащаться дульным тормозом, снижающим нагрузку на конструкцию погона и бронекорпуса. Это изделие Т-образной архитектуры заимствовали из существующего варианта проекта Д-2. Готовая пушка получила обозначение Д-25Т.

После небольших доработок существующей башни бывший «Объект 237» получил новое орудие типа Д-25Т. В таком виде новый «Объект 240» в октябре вышел на испытания. Опытную машину доставили на Чебаркульский полигон, где были проведены ходовые и огневые испытания. Тестовые пробеги по полигону позволили установить точные характеристики новой машины, а также выявить последние остававшиеся недостатки. При этом первые испытания прошли без особых проблем, чему способствовало использование уже отработанного и проверенного шасси.

После испытаний на полигоне под Челябинском опытный «Объект 240» доставили на один из подмосковных полигонов, где были проведены дополнительные испытания. На этом этапе проверок некоторые тесты выполнялись в присутствии военачальников. В частности, при маршале К.Е. Ворошилове произошел неприятный инцидент.

В ходе испытаний в Подмосковье выяснилось, что первый вариант дульного тормоза Т-образной конструкции получился недостаточно прочным. Во время одного из тестовых выстрелов это устройство не выдержало давления пороховых газов и разорвалось, разбросав обломки в разные стороны. Согласно некоторым источникам, во время этого инцидента один из обломков дульного тормоза едва не убил Ворошилова, присутствовавшего на стрельбах. Тем не менее, в других источниках и документах подобная история не упоминается, что позволяет считать ее слухом или легендой.



Серийные ИС-2 едут на фронт. Зима 1945 г. Фото Wikimedia Commons


Следует отметить, что выстрел, приведший к разрушению дульного тормоза, все же завершился успешным поражением учебной цели. В качестве мишени на этих испытаниях использовался трофейный танк «Пантера», который уже успел «поймать» множество снарядов разных калибров. Башня танка-мишени была развернута вправо, из-за чего попадание 122-мм снаряда пришлось в бортовой лист. Бронебойный снаряд прошил борт башни и ударился в противоположный лист, вырвав его по сварному шву.

По результатам этих испытаний пушка Д-25Т получила новый дульный тормоз т.н. немецкого образца. Он имел расширяющуюся в передней части заднюю камеру и цилиндрическую переднюю. На боковых стенках обеих камер имелись отверстия для сброса пороховых газов. Дульные тормозы подобной конструкции активно использовались немецкими конструкторами, что и стало причиной появления соответствующего названия. В обновленной конфигурации с немецким дульным тормозом орудие пошло в серию и выпускалось в течение нескольких следующих месяцев.

Осенью 1943 года Челябинский Кировский завод развернул серийное производство нескольких новых тяжелых танков. Так, в ноябре из цехов предприятия вышли первые серийные КВ-85. В следующем месяце начался выпуск танков «Объект 240», к этому времени получивших обозначение ИС-2. Кроме того, в течение первых месяцев эту машину нередко именовали как ИС-122, по калибру орудия.

Использование нового танкового орудия калибра 122 мм обеспечило высокую огневую мощь и возможность эффективного поражения средних и тяжелых танков противника. По этой причине командование распорядилось увеличить выпуск новых ИС-2, в том числе и за счет строительства КВ-85. Из-за этого в январе 1944 года в Челябинске собрали последние четыре десятка машин «КВ», после чего их производство было остановлено. В дальнейшем армия получала только ИС-2/122. В декабре 43-го завод построил 35 новых танков. Такое же количество бронемашин выпустили в первом месяце 1944 года. В дальнейшем объемы производства постоянно росли.



Танки ИС-2 в Германии, весна 1945 г. Фото Aviarmor.net


Несмотря на завершение проектных работ и начало серийного производства, конструкторы продолжили развивать танк и его вооружение. Так, уже в начале 1944 года с конвейера сошли первые пушки Д-25Т с новым полуавтоматическим клиновым затвором, разработка которого была задана постановлением от 31 октября. Внедренные нововведения позволили немного повысить темп стрельбы. Пушка с поршневым затвором могла делать не более 1-1,5 выстрела в минуту, тогда как клиновой позволил довести этот параметр до 1,5-2 выстрелов в минуту. Кроме того, новые пушки получили двухкамерный дульный тормоз, разработанный Центральным артиллерийским конструкторским бюро.

Появление тяжелых танков с орудием калибра 122 мм позволило значительно повысить потенциал бронетанковых войск. Новая пушка позволила машинам ИС-2 эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками на достаточно больших расстояниях. Тем не менее, вскоре после начала эксплуатации новой техники в войсках начали поступать первые рекламации. Танкисты одобрили использование более мощной пушки, однако высказывали претензии относительно низкой скорострельности. Кроме того, оставлял желать лучшего боекомплект: в боевом отделении ИС-122 удалось разместить лишь 28 выстрелов раздельного заряжания.

Также возникли некоторые проблемы с мощностью орудия. На практике остроголовый бронебойный снаряд БР-471 мог пробить лобовую броню танка «Пантера» с расстояния не более 700 м. Менее прочная лобовая защита «Тигра» пробивалась с 1000-1200 м, однако попасть в танк с такого расстояния было достаточно трудно. Также выяснилось, что обстрел танков осколочными гранатами вызывает растрескивание сварных швов или даже отрыв отдельных деталей. Тем не менее, несмотря на это, военные требовали повысить огневую мощь танка.

Уже 27 декабря 1943 года Госкомитет обороны выпустил постановление, которым требовал создать новые версии танка «ИС» с усиленным вооружением. В феврале следующего года стартовала разработка проектов ИС-3, ИС-4 и ИС-5 (в дальнейшем эти названия перешли другим танкам послевоенной разработки).



Танкисты и их бронемашина. Фото Aviarmor.net


Зимой и весной 1944 года велись работы по усовершенствованию бронезащиты танка ИС-2. В ходе боев выяснилось, что лобовая часть корпуса, состоящая из трех основных деталей, не обеспечивает требуемый уровень защиты. Для решения этой проблемы был предложен т.н. спрямленный вариант лба. Предлагалось отказаться от узких верхних лобовых листов толщиной 120 мм, а также изменить углы наклона других деталей. За счет этих доработок, а также благодаря внедрению новых технологий обработки металла удалось добиться серьезного роста уровня защиты. К примеру, немецкое танковое орудие KwK 36 калибра 88 мм не могло пробить верхний лист «спрямленной» брони даже в упор. Уровень защиты менее толстого и прочного нижнего листа позже предложили повышать при помощи подвески запасных траков гусеницы.

Производство танков ИС-2/122 со «спрямленной» лобовой частью корпуса началось весной 1944 года. Летом был освоен выпуск литого агрегата с соответствующими параметрами защиты. В середине лета появилось предложение о размещении запасных траков на нижней лобовой детали. Примечательно, что танки со старыми и новыми корпусами в течение некоторого времени выпускались параллельно. Дело в том, что предприятия-изготовители имели определенный запас некоторых деталей, который расходовался даже после освоения сборки новой конструкции.

Производство тяжелого танка ИС-2 продолжалось до самого конца войны. Последние полторы сотни таких машин были выпущены в мае 1945 года. За 16 месяцев, в течение которых шло серийное строительство, было выпущено 3390 танков ИС-2 с различным бронированием и некоторыми другими отличиями. Эта техника активно использовалась на всех фронтах Великой Отечественной войны и приближала победу над врагом. Кроме того, танкам ИС-2 пришлось принять участие в нескольких послевоенных вооруженных конфликтах.

Летом 1944 года страна оценила заслуги инженеров-танкостроителей. 5 августа 44-го за особые заслуги в деле создания самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков серии «ИС» завод №100 наградили орденом Ленина. За производство танков и САУ, а также за освоение производства танковых дизельных двигателей Челябинский Кировский завод был награжден орденом Красной Звезды.

Проект «Объект 240» или ИС-2 стал прекрасной демонстрацией того, как быстро могла работать советская промышленность в годы Великой Отечественной войны. Решение о создании нового тяжелого танка с орудием калибра 122 мм приняли в начале осени 1943 года, а в декабре были построены первые серийные бронемашины нового типа. Благодаря этому уже в начале 1944 года бронетанковые части Красной Армии получили новую технику, которая помогла им быстрее и лучше громить врага, приближая победу над ним.


По материалам:

http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://warspot.ru/
http://pro-tank.ru/
Барятинский М. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция. – 1998. – № 3
И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев. Танки ИС / Танкомастер (спецвыпуск). – 2004

Автор Рябов Кирилл

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.