Публикации / Загадки человека, медицина, психология, гипноз, болезни, мутации / Шопоголизм: пристрастие или болезнь рекламируемая психиатрами?

Шопоголизм: пристрастие или болезнь рекламируемая психиатрами?

10 дек’ 2015 | 11:33
INNA



Современный человек счастлив лишь тогда, когда может купить себе новую вещь, попробовать новое блюдо в шикарном ресторане, отдохнуть с максимальным комфортом, купить самый большой телевизор или суперсовременный телефон. Но зачастую эта психология потребления переходит всяческие рамки и проявляется в таком явлении, как шопоголизм.

Первым новое заболевание открыл известный немецкий психиатр Эмиль Крепелин еще в 1915 году. К слову сказать, он же является первооткрывателем маниакальной депрессии и шизофрении. Ученый отметил, что новая болезнь по своим проявлениям очень схожа с прочими видами зависимости.

Эпидемия шопоголизма захватила весь современный мир. Этому только способствует широкий выбор самых разнообразных красивых вещей, яркая, красочная реклама, которая призывает людей покупать и внушает, что только после приобретения той или иной вещи человек сможет почувствовать себя по-настоящему счастливым. Современные производители продают не товар, а мечту о любви, счастье и уважении. И рекламируются, как правило, не реальные потребительские характеристики товара, а тот психологический эффект, которого можно достичь его приобретением.

Шопоголиками принято называть людей, которые скупают все подряд, особо не задумываясь о цели покупки. Большинство приобретенных вещей не пригодится им никогда в жизни, просто сам обряд покупки служит для них своеобразным развлечением, отдыхом и приносит радость. Примечательно, что, купив десятую пару брюк и вешая их в шкаф, шопоголик, как правило, испытывает чувство вины за бесцельно потраченные деньги, но уже на следующий день снова испытывает потребность купить что-то новое. Покупки для таких людей становятся определенным символом, который совершенно не связан с последующим употреблением приобретенной вещи.

В научном мире вокруг явления шопоголизма на протяжении нескольких последних лет ведутся оживленные споры и дискуссии. Медики проводят многочисленные исследования с целью выявления той тонкой невидимой грани, которая отделяет модное увлечение от психологической зависимости. Но как же все-таки определить, что удовольствие от приобретения новой вещи переросло в манию? И что с этим делать? Эти вопросы волную не только психиатров, но и обычных людей. Но пока проблема только обсуждается, число людей, которые испытывают зависимость от покупок, растет в геометрической прогрессии. Особенно это касается жителей больших городов.

Необходимо отметить, что сам термин «шопоголизм» является любительским. На научном языке тяга к приобретению называется ониоманией.

В настоящее время многие медики-психиатры, в частности американские специалисты, пришли к однозначному выводу о том, что шопоголизм является не просто плохой привычкой или лишенным смысла хобби, это настоящая болезнь, которая сильно напоминает игорную или алкогольную зависимость и требует лечения.

Австралийские психиатры недавно, основываясь на собственных исследованиях, также сделали вывод, что шопоголизм – это серьезное заболевание. Более того, они также пришли к выводу, что эта болезнь тесно связана с не менее распространенным психическим расстройством – желанием приносить в дом совершенно ненужные вещи и предметы. По словам профессора психиатрии Рэнди Фроста, результаты его исследований доказывают, что подавляющее большинство так называемых «любителей мусора» также являются и шопоголиками. Кроме того, отмечает профессор, каждый четвертый шопоголик страдает помимо всего прочего каким-то психическим расстройством, а для каждого второго характерна депрессия.

Проблема шопоголиков и любителей мусора неоднократно обсуждалась на медицинских симпозиумах и форумах, однако, по всей видимости, проблема эта настолько сложна и многогранна, что специалисты так и не сумели прийти к единому мнению относительно эффективного метода лечения этих состояний. Ученые утверждают, что основная сложность в лечении таких людей заключается в том, что большинство из них, как правило, скрывает свою зависимость, стесняясь ее.

Анализируя причины и следствия пристрастия к бессмысленному приобретению, многие психологи и психиатры пишут о том, что таким образом люди просто пытаются компенсировать недостаток радости в собственной жизни, приукрашая действительность. Точно по такой же схеме гурман ест, алкоголик пьет, а игрок делает очередную ставку. Все эти люди руководствуются единственным девизом: пусть хоть на один небольшой миг, но станет лучше и легче. В то мгновение, когда человек стремится купить, съесть, выпить или сыграть, он находится в сладком приятном волнении, в приподнятом настроении, весь он находится в предвкушении удовольствия. В том случае, если удовлетворить свою страсть по каким-то причинам не получается, человек пребывает в угнетенном, подавленном состоянии и впадает в самую настоящую депрессию. Это в некотором роде так называемая ломка, требующая помощи специалистов. И если родственники или друзья такого человека не могут поспособствовать в оказании подобной помощи, перспектива шопоголика очень и очень грустная. Человек будет бездумно тратить деньги до тех пор, пока полностью не разрушит финансовое благополучие семьи, став должником у всех окружающих на огромные суммы.

Шопоголики встречаются как среди женщин, так и среди мужчин, но и те и другие совершенно недовольны собственной жизнью. Женщинам зачастую кажется, что они несовершенны внешне, поэтому они сидят на многочисленных диетах и приобретают самые разнообразные омолаживающие средства. Они получают от этого массу положительных эмоций, и погоня за совершенством превращается в смысл жизни. Кроме того, среди причин развития пристрастия к приобретению у женщин можно назвать и недостаток внимания со стороны партнера, чувство одиночества и потребность в любви.

Мужчины-шопоголики чаще всего считают себя неудачниками. Они постоянно недовольны своим материальным положением и карьерой, иногда – недовольство вызывают отношения с женщинами. Покупки, таким образом, приносят им иллюзию удовлетворения. Очень часто мужчины-шопоголики довольно равнодушны к одежде, зато испытывают настоящую страсть к приобретению технических новинок для компьютера, бытовой техники или новых автомобилей.

В настоящее время ни для кого уже не является секретом, что причины многих психических и психиатрических заболеваний нужно искать в детстве. Развитие шопоголизма, по мнению некоторых ученых, может быть связано с тем, что в детстве люди недополучали внимания родителей. Проще говоря, если с раннего детства родители заменяли дефицит общения с собственными детьми подарками, то дети усваивают, что новая вещь – это, в некоторой степени, психологическая защита.

Кроме того, побудительными причинами к развитию пристрастия приобретения новых вещей, по словам специалистов, могут служить определенные приятные ощущения, которые человек испытывает при покупке новой вещи. Так, в частности, если шопоголик пребывает в депрессивном или просто подавленном состоянии, приятные ощущения может вызвать выработка «гормона счастья» серотонина. При приобретении новой вещи у зависимого человека он продуцируется точно так же, как и под воздействием солнечных лучей. Вполне возможно, что одну из основных ролей играет и чувство «господина», когда продавцы обращаются к человеку услужливо, даря тем самым ощущение власти или иллюзию того, что ему прислуживают. Покупка новых вещей повышает также у человека чувство уверенности в себе и самоуважения, ведь он может позволить себе абсолютно все, что ему хочется в тот или иной момент.

Часть шопоголиков росла в бедности. И как только у такого человека появились деньги, он сразу же начинает их бездумно тратить, намереваясь таким образом получить с избытком все то, чего был лишен в детстве.

Кроме того, самая многочисленная группа шопоголиков формируется из тех, у кого в детстве были авторитарные родители. Такие дети вырастают неуверенными в себе и пытаются покупками возместить недостаток любви.

Впрочем, спасение от шопоголизма существует. Достаточно придерживаться простых правил. Перед походом в магазин нужно составлять список необходимых покупок и не выходить за его рамки. При этом нужно брать с собой только ту сумму денег, которая нужна для приобретения покупок из списка. В те дни, когда поход в магазин не планируется, лучше брать с собой только деньги на проезд и на обед. Если в магазине очень понравилась какая-то вещь, нельзя покупать ее сразу же. Лучше попросить продавца отложить ее на некоторое время. Вполне возможно, что уже через час человек поймет, что эта вещь ему абсолютно не нужна.

Кроме того, нужно всегда расплачиваться наличными деньгами, ведь банковские карточки лишь создают иллюзию того, что человек тратит не свои деньги. И ни в коем случае нельзя «покупаться» на скидки, это также иллюзия.

Если придерживаться этих простых правил, человек никогда не сможет обнаружить в себе явные признаки шопоголизма: желание пойти в магазин без конкретной цели, для простого времяпрепровождения, желание приобрести ту или иную вещь просто так, не представляя, как и где ее можно использовать, чувство разочарования и злости после совершения покупки, которая оказалась слишком дорогой, постоянные разговоры о приобретенной вещи, депрессивное состояние из-за невозможности пойти в магазин и мгновенное повышение настроения и жизненного тонуса при входе в него.

Эти правила помогут каждому человеку не только не «прописаться» в торговом зале супермаркета, но и уберегут от кабинета психиатра.

http://tainy.net/

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.