Салемские ведьмы

26 дек’ 2015 | 14:10
INNA



Деревенский священник Сэмюель Парис в салемскую глушь перебрался из Бостона два года назад, прихватив жену, дочь, племянницу и рабыню Титубу, индианку из племени карибов, которую купил когда-то на Барбадосе. Не преуспев в коммерции, Самюель поспешил переквалифицироваться в священники и, когда в Салеме освободилось место, был отправлен туда проповедовать слово Божье.

20 января 1692 г. неожиданно заболели 9-летняя Элизабет (Бетти) Парис, дочь Самюеля, и его 11-летняя племянница Абигейл Уильяме. Припадки, во время которых девочки пытались от чего-то спрятаться, сменялись периодами апатии, граничащей с трансом.

Доктор Уильям Григгс причину болезни определить не смог и, не желая расписываться в собственной беспомощности, предположил, что тут не обошлось без козней нечистой силы.

А почва для этого намека была благодатная. В конце XVII в. дьявола и ведьм боялись не меньше, чем в средние века, и охотно верили, что их основной добычей являются маленькие дети.

Через несколько дней похожие симптомы обнаружили еще у 5 девочек. Они собирались вечерами на кухне священника и не отличались примерным поведением.

Преподобный отец пошел по самому легкому пути: во всеуслышание объявил, что- в Салеме завелась нечистая сила: В деревне началась паника. Виновных нашли быстро. Бетти и Абигейл, а за ними и остальные девочки обвинили во всем Титубу, служанку Париса, Сару Гуд, местную нищенку, и Сару Осборн, владелицу трактира. Лучших кандидатов на роль ведьм подобрать было трудно. Индианка Титуба, хоть и принявшая христианство, своих языческих убеждений не забыла. Гуд бродяжничала и солировала во всех местных скандалах, а Осборн отличалась сварливым характером, неохотно отдавала долги и к тому времени уже больше года не ходила в церковь.

Обе Сары решительно назвали обвинения девочек бредом, да и Титуба поначалу держалась молодцом, стойко отрицая какую бы то ни было связь с нечистой силой. Скорее всего, на том бы история и закончилась, если бы не индианка, вдруг решившая, что из нее хотят сделать козла отпущения. Понадеявшись на то, что

Тем временем за решетку бросали все новых и новых "ведьм". Уже в апреле арестованных оказалось так много, что на помощь к местным судьям присоединились 5 судей из Бостона, а 14 мая 1692 г. в Бостон из Англии прибыл новый губернатор. Прежде ее спасет чистосердечное признание, Титуба неожиданно заговорила и поведала жуткие подробности. Она утверждала, будто к ней неоднократно являлся высокий мужчина в черном и требовал заключить с ним договор и выполнять его приказы. Порой он принимал облик борова, собаки, крысы, а однажды явился в виде страшного крылатого чудовища с женской головой.

Титуба пыталась обратиться к священнику за помощью, но дьявол всякий раз преграждал ей путь. Индианка заявила, что вместе с ней на шабаши летали еще 9 жительниц Салема, в числе которых были Сара Гуд и Сара Осборн. Остальных рабыня не знала.

После этого признания в Салеме началась жестокая охота на ведьм. Обе Сары и Титуба были арестованы и брошены в тюрьму. 10 мая в камере бостонской тюрьмы Сара Осборн скончалась.

Судебное разбирательство состоялось 1 марта. Главными свидетельницами выступали девочки, уверявшие, что призраки ведьм часто набрасывались на них, щипая и кусая.

Кончилось тем, что индианку и Осборн с Гуд признали виновными в общении с нечистой силой. Са-лем утопал в зависти, лжи и религиозном фанатизме. Между тем круг подозреваемых постоянно расширялся. Вскоре девочки начали свидетельствовать и против других жительниц деревни. Они бились в судорогах, падали, застывая в необычных позах, и в один голос утверждали (очевидно, сговорившись заранее), будто видели, как ведьмы летали на метлах на свои шабаши.

чем отправиться воевать с индейцами, сэр Уильям Филе организовал трибунал из 7 судей, чтобы очистить Салем от нечистой силы. Правосудие те вершили довольно оригинально. Выше всего у них ценились нематериальные свидетельства: ничем не подкрепленные слова "больных" девочек, особенно "нападения призраков", и прочие подобные заявления жителей деревни. Для начала подозреваемых в сговоре с дьяволом подводили к девочкам. Если те начинали биться в судорогах и кричать, что их кусают и щиплют призраки обвиняемых, несчастных женщин немедленно признавали виновными.

Что касается "околдованных" девочек, большинство иследова-телей считают их поведение обыкновенным хулиганством, которое принесло неожиданно страшные результаты. Может, они боялись наказания родителей за то, что слушали рабыню-индианку, и решили всю вину свалить на нее. Согласно другой версии припадки, смахивавшие на эпилептические, были вызваны... сильным галлюци-

ногенным наркотиком ЛСД. Конечно, дети принимали его не так, как хиппи, и ненамеренно, просто они могли отравиться, скажем, ржаным хлебом, пораженным спорыньей, из которо делают ЛСД.

К концу лета бороться с нечистой силой устали не только салем-чане, но и "охотники за ведьмами". 22 августа они приказали повесить очередную партию ведьм и решили немного передохнуть, в сентябре объявив перерыв в заседаниях трибунала.

К счастью, осенью из военной кампании в Бостон вернулся губернатор. Фипс увидел, что вверенная ему колония находится в глубоком экономическом кризисе. Не мудрено: ведь все лето подавляющее большинство жителей не работали, а только следили за развитием борьбы с нечистой силой.

Губернатор приказал больше никого в тюрьмы не бросать, а в январе 1693 г. приступил к работе трибунал, полностью обновивший свой состав. Власти наконец отменили все "нематериальные свидетельства и доказательства", таким образом борцов с нечистью главного козыря. Всех, кто сидел в тюрьмах, оправдали.

Всего по обвинениям в сговоре с дьяволом в тюрьмы было брошено почти 200 жителей Салема, 19 "ведьм" вздернули на виселицах на Гэллоуз-Хилл, еще 4 сгноили в тюрьмах. Фанатичные борцы с нечистью не пощадили даже животных, повесив двух собак по обвинению в помощи дьяволу.

Искоренить воспоминания о позорных процессах власти пытались с таким же рвением, с каким поначалу преследовали "ведьм". Уже в 1702 г. генеральный суд признал процессы 1692 г. незаконными. Еще через четыре года Энн Путнам, одна из главных обвинительниц, публично извинилась за свое поведение.

В 1711 г. власти Массачусетса восстановили в правах обвиненных в колдовстве и вернули им добрые имена, а в 1752 г. Салем переименовали в Денвере. В1992 году в честь 300-летия, в Данверсе поставили памятник жертвам религиозного фанатизма.

С.Вокуна "Интересная газета. Магия и мистика"

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.