Секреты могилы Ермака

10 дек’ 2016 | 11:41
INNA



Одна из самых замечательных страниц истории России – это освоение Сибири. Сегодня сибирские просторы составляют большую часть российской территории. А вначале 15 века Сибирь была настоящим «белым пятном». Для нашей страны подвиг Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых эпохальных событий в формировании российского государства.

В 15 веке между землями Золотой Орды (имеются ввиду Астраханское, Крымское и Казанские ханства) и Московским государством находились огромные пространства «ничейной» земли. Несмотря на то, что территории были очень привлекательны для освоения, русские с тоской и жалостью смотрели на плодородные жирные степные земли, которые не осмеливались осваивать.

Только смелые казаки не боялись устраивать свои поселения в зоне «ничейной» степи. В эти поселки стекались самые отчаянные люди, искавшие вольную жизнь, готовые сражаться и не боявшиеся военных походов.

В ответ на набеги степняков, казаки совершали походы на ногайские, крымские и казанские земли. Часто казаки отбирали добычу у татарских орд, возвращающихся после грабежа русских земель и освобождали пленников. Таким образом казаки принимали самое активное участие в войне с врагами Руси.

Самым знаменитым казаком, который сражался за Русь стал Ермак Тимофеевич (Ермак – это принятое им прозвище, а настоящим его именем было – Ерема). Еще до знаменитого сибирского похода, он оттачивал свое мастерство и приобретал опыт, будучи атаманом казачьего отряда на границе степей. О личности Ермака сохранилось мало сведений: известно, что был он силен, велеречив и «волосом черен».

По одной из легенд, дед Ермака – Афанасий Аленин, помогал муромским разбойникам. Сам Ермак некоторое время работал на стругах, ходивших по Волге и Каме. Но вскоре занялся разбоем.

О разбойном прошлом Ермака ходило много слухов. Например, англичанин-путешественник Джон Пери в своих заметках утверждал, что Ермак был благородным разбойником: никого не убивал, грабил только богатых и делился выручкой с бедными. Однако историки сомневаются в достоверности этих сведений. Так, они отвергают широко распространенную легенду о том, что Ермак вместе с волжскими казаками ограбил персидских послов. Однако исходя из информации из «Поземельной книги посольского приказа», следует, что послы были ограблены через несколько лет после гибели Ермака. Таким образом можно сделать вывод, что сведения о разбойном прошлом Ермака могут быть неверными — и это первая загадка.

Вторая историческая загадка – неизвестно в каком году Ермак Тимофеевич отправился со своими товарищами в сибирский поход. По разным источникам это могло произойти в период 1579-1582 годы. А случилось это так.

Отбив очередное нападение воинов ордынского царевича Али, казаки стали собираться в дальний поход. Богатый купеческий клан Строгановых обеспечил их всем необходимым, включая боеприпасы и большой запас хлеба. Всех запасов должно было хватить на два года. В поход отправилось около тысячи казаков.

Почему Ермак со своим войском двинулся именно в сторону Сибири?

В то время Сибирское ханство представляло собой часть от распавшейся ранее Золотой Орды. Долгое время оно жило с соседней Русью мирно. Однако, когда власть в ханстве взял в свои руки хан Кучум, многочисленные отряды татар стали нападать на русские земли, расположенные на Западном Урале. В одном из таких набегов орда царевича Али, проигравшая битву казакам под Нижним Чусовским, не стала возвращаться в свои сибирские вотчины, а отступила к Чердыни. Ермаковцы не стали его догонять, они решили воспользоваться уникальным моментом, когда сибирские просторы остались без защиты орды, чтобы завоевать Сибирь и, заодно, завершить эту бесконечную войну. Казаки понимали, что разгрома полчищ Али недостаточно для полной победы и против них выступит вся сила многочисленных ханских отрядов, осевших в сибирском крае.

Перед походом священники в храмах Чусовских Городков отслужили молебен и благословили воинов в тяжелый путь, звенели колокола, казаки выступили под знаменем с ликом Иисуса Христа. В летописях сказано, что во время всего Сибирского похода казаки соблюдали все православные посты и участвовали в молебнах перед битвами. А пока, казаки на трех десятках стругах отправились по реке. В то время самым безопасным способом передвижения по южнорусским степям было движение по реке на стругах, поскольку таким способом легче всего было уйти от быстрых татарских коней. Каждый струг был около десяти метров в длину, у бортов размещались 18 гребцов. Казаки попеременно гребли на веслах, а при появлении неприятеля брались за оружие. Cтруги приходилось тащить на руках в случае пересечения водораздела.

Точно не известно кто же стал зачинщиком Сибирского похода казаков. Но доподлинно установлено, что финансировали выступления купцы Строгановы. Купцы надеялись, что военный поход прекратит татарские набеги и послужит охране их собственности. Не исключено, что Иван Грозный поручил Строгановым организовать и оплатить поход на неизведанные сибирские земли. Есть версия, что царь, прознав о готовившемся походе казаков в Сибирь, написал письмо Строгановым, с требованием отправить казаков на защиту городков, подвергшихся нападениям отрядов хана Кучума и его старшего сына Алея.

Поход Ермака складывался успешно, в нескольких битвах войско казачьего атамана одержало победу над татарскими отрядами. С боями казаки под предводительством Ермака дошли до реки Иртыш и захватили столицу Сибирского ханства – ныне город Кашлык. Ермак принимал многочисленные делегации коренных народов Сибири, брал присягу от имени Ивана Грозного и принудил платить дань в пользу русского государства.

На захвате главного города сибирского ханства Ермак не остановился: его отряд прошел дальше по Иртышу и Оби. Казаки захватывали один улус за другим и принимали присягу русскому царю. Несколько лет, вплоть до 1585 года дружина Ермака воевала с воинами хана Кучума на просторах Сибири.

После того, как Ермак посчитал свой долг по присоединению Сибири под руку русского царя выполненным, он направил к Ивану Грозному посла с победным рапортом. Иван IV очень был обрадован и поспешил отблагодарить не только посла за радостные известия, но и всех участвовавших в походе казаков. Самому же Ермаку посол отвез две кольчуги прекрасной работы. Согласно летописям, одна из них, ранее, принадлежала известному воеводе Шуйскому. Кольчуга весила около 12 кг, выполнена она была в виде рубашки, состояла из 16 тысяч колец, на правой стороне к кольчуге прикреплена медная пластина с изображением двуглавого орла.

6 августа 1585 года отряд казаков численностью до 50 человек вместе с атаманом Ермаком Тимофеевичем остановились на ночевку на Иртыше, недалеко от устья реки Вагай. Несколько отрядов хана Кучума неожиданно напали на казаков, перебив всех бойцов Ермака. Сам атаман вплавь пытался добраться до стругов. На нем были надеты две, подаренные царем, кольчуги. Они и стали причиной гибели Ермака, он утонул в воде Иртыша.

Однако, есть косвенные доказательства того, что у этой истории существовало продолжение. Народная молва гласит, что спустя сутки (по некоторым источникам через восемь дней) тело Ермака попало в рыбацкие сети татарина-рыбака, который поспешил сообщить о своей находке самому хану Кучуму. Для того, чтобы удостовериться в гибели знаменитого русского атамана, съехалась вся татарская знать. Радость была настолько велика, что празднества, по поводу смерти Ермака, татары продолжали несколько дней. Развлекаясь, татары, в течение недели, стреляли в тело Ермака из луков. Кольчуги же его они забрали с собой. Похоронили удалого атамана тайно и до сих пор неизвестно точное место его могилы.

Дальнейшая судьба хана Кучума также не сложилась. После присоединения сибирских земель к России он долгое время кочевал вблизи Тобольска, но с русскими в бой не вступал, разоряя только поселения своих бывших подданых. Всех его сыновей постепенно взяли в плен и отвезли в Москву. Ему неоднократно предлагали перейти на службу к русскому царю, но состарившийся Кучум отвечал, что он вольный человек и хочет умереть тоже вольным. Вернуть себе престол Сибири ему не удалось.

Так сложилось, что гибель двух противников – Кучума и Ермака так и остались тайнами. Оба они имеют неизвестные могилы, о них живут предания среди татарского народа.

В истории Ермак выглядит героем, а хану Кучуму досталась участь злодея, хотя, справедливости ради, за ним следует признать стремление к независимости и свободолюбие, а значит стоит посмотреть на его личность, с другой стороны.

Так сложилось, что Ермак Тимофеевич стал не только исторической личностью, но и ключевой фигурой русского национально фольклора. О нем сложено множество сказов, легенд и песен. В них лихой атаман Ермак Тимофеевич описывается как личность исключительного мужества и отваги. Хотя нужно признать, что реальных данных о покорителе Сибири очень мало, а имеющиеся сведения довольно противоречивы. Именно это обстоятельство заставляет многих исследователей вновь и вновь искать новую информацию о национальном герое Руси, а теперь и России.

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.