Подводные лодки с линкорным калибром

30 нояб’ 2019 | 12:46
INNA


Подводными мониторами в годы Первой мировой войны в Великобритании назвали подводные лодки, которые были вооружены мощным артиллерийским вооружением. Идея создания подобного корабля, основным оружием которого были бы не торпеды, а артиллерия, витала в воздухе с самого начала активного использования субмарин. Дальше всего на этом пути пошли британцы, которые в 1916-1919 годах разработали серию подводных лодок, вооруженных артиллерией большого (линкорного) калибра. Данные корабли и вошли в историю как подводные мониторы типа «М».

Стоит отметить, что в истории существовали и другие проекты строительства артиллерийских подлодок, но именно модели, предложенные британским адмиралтейством по праву стали рекордсменами по калибру установленной артиллерии – 305 мм. При этом самой мощной построенной подлодкой с артиллерийским вооружением остался французский подводный крейсер «Сюркуф», вооруженный двумя 203-мм артиллерийскими орудиями. Лодка, построенная еще перед Второй мировой войной, хотя и была интересным проектом, по своим возможностям проигрывала и классическим субмаринам, и классическим крейсерам.
 

Сумрачный британский гений


Несмотря на то, что лодки не смогли продемонстрировать возможности своего мощного вооружения в бою, а сама их боевая ценность оказалась практически нулевой, подводные мониторы справедливо относили к уникальным творениям британской инженерной мысли. Основным предназначением английских подводных мониторов представляли прибрежное патрулирование и незаметную бомбардировку кораблей противника, а также береговых объектов и укреплений мощной артиллерией. При этом британцы всерьез опасались того факта, что такие лодки первыми разработают немцы, что создало бы Великобритании серьезные проблемы. Правда, немцы даже не вынашивали подобных планов, о чем в Адмиралтействе просто не знали.


Идея создания подводных лодок, вооруженных мощным артиллерийским вооружением, впервые была озвучена в Великобритании уже во второй половине 1915 года. Во многом такой проект появился на свет благодаря низкой эффективности и надежности британских торпед того временного периода. Торпедные аппараты и сами торпеды были ненадежным оружием. Как шутили сами британцы, английские торпеды могли всё, кроме главного – топить корабли противника. Часто торпеды всплывали на поверхность и вражеские корабли от них легко уклонялись, нередко они наоборот уходили в глубину, часто торпеды просто разламывались на части. И даже при попадании в цель торпеды не всегда взрывались, что срывало столь редкие удачные атаки. Именно в такой обстановке британцы решили создать свои подводные мониторы, вооруженные мощными 305-мм орудиями, снятыми со списанного броненосца «Маджестик».

Естественно, британские инженеры и адмиралы рассматривали разные варианты артиллерийского вооружения. Уже в годы Первой мировой войны на свет появились субмарины с мощным вооружением, к примеру, 120-мм орудиями. На этом фоне идея установить на подводную лодку линкорные орудия даже тогда выглядела утопической. До этого самым крупным калибром могла похвастаться подлодка Е-20, вооруженная 152-мм пушкой, а немецкие субмарины с двумя 150-мм орудиями находились лишь на стадии строительства. На этом фоне Адмиралтейство рассматривало вариант создания подлодки, вооруженной двумя 190-мм орудиями. Но, как показали дальнейшие события, уместить на подлодке сразу два 190-мм орудия никак не получалось, поэтому было решено ограничиться одним орудием, но сразу 305-мм. По большей части в Адмиралтействе дольше обсуждали не сам калибр орудия, а вопросы нужна ли подобная субмарин военным морякам и как можно будет использовать такого подводного монстра.

Основные доводы за строительство подводных мониторов были следующими. Во-первых, как уже отмечалось выше, существующее торпедное вооружение было ненадежным, а сама торпедная атака очень сложной задачей, даже при правильных расчетах экипаж лодки могла подвести техника. Во-вторых, подлодка могла взять на борт гораздо больший запас 305-мм снарядов, чем торпед. В-третьих, неожиданно всплыв перед противником, лодка могла гарантировано поразить врага своим тяжелым артиллерийским вооружением, у последнего просто не оставалось бы времени, чтобы сманеврировать. В результате концепция создания подводного монитора типа М была принята, и Адмиралтейство выдало задание на постройку первых четырех кораблей.


Подводная лодка типа К

Подводные лодки создавались не с нуля. За базу были взятые самые крупные на тот момент времени английские подлодки типа К. Компании «Виккерс» предписывалось переделать субмарины К18-К21 в подводные мониторы M1, M2, M3 и M4 соответственно. Четыре последних подводных лодки типа К были заказаны в феврале 1916 года, к этому же времени была готова техническая документация на новые подводные боевые корабли. Стапельные работы еще не успели начаться, как было принято окончательное решение о переделке лодок в подводные мониторы типа M.

Технические особенности подводных мониторов типа M


Подводные мониторы типа M базировались на глубоко переработанном проекте крупных британских подводных лодок типа K, которые в ходе двухлетней эксплуатации зарекомендовали себя не с лучшей стороны, к данным субмаринам у британских матросов была масса претензий. Главной проблемой субмарин типа K являлась их паротурбинная энергетическая установка. Силовая установка была настолько ненадежной, что часто выводила боевые корабли из строя, заставляя их вставать на длительный ремонт, а в ряде случаев стала причиной гибели лодок вместе с экипажем. Принимая во внимание негативный опыт, подводные мониторы типа M сразу же разрабатывались под установку дизель-электрической силовой установки. Именно такой вариант станет основным во флотах различных стран на долгие десятилетия и единственным до появления первых субмарин с атомной энергетической установкой.

Прочный корпус новых подводных лодок изготавливался из стали толщиной 14 и 15,9 мм в средней части корпуса, становясь тоньше к оконечностям, легкий корпус производился из стали толщиной от 6,4 до 19 мм. Все подводные мониторы типа M представляли собой полуторакорпусные лодки с расчетной глубиной погружения 60 метров. На перископную глубину лодки должны были уходить за 90 секунд. Прочный корпус субмарины делился переборками на 11 отсеков. Система погружения и всплытия включала сразу 20 внешних балластных цистерн, конструкторы разместили их по бортам лодки. Общая вместимость балластных цистерн составляла 375 тонн. Надводное водоизмещение лодок достигало 1594 тонн, подводное – 1946 тонн. Максимальная длина мониторов составляла 90,15 метра, диаметр – 6,2 метра, осадка – 3,56 метра.


305-мм артиллерийская установка подводных мониторов типа M в разрезе

Появление дизель-электрической силовой установки обезопасило лодку и её экипаж. По сравнению с паротурбинной установкой на лодках типа K – это был шаг вперед. На подводном мониторе конструкторы расположили два дизеля для надводного хода и четыре электромотора для движения под водой. За разработку дизельных двигателей отвечала компания «Виккерс». На лодках были установлены четырехтактные 12-цилиндровые дизели мощностью 1200 л.с. каждый. Для подводного хода использовались четыре электродвигателя мощностью по 800 л.с. каждый. Двигатели подводного монитора приводили в движение два трехлопастных винта, диаметр которых достигал 1,78 метра. Силовая установка считалась достаточно мощной и обеспечивала необычным кораблям хорошую скорость надводного и подводного хода. В надводном положении мониторы могли разогнаться до 15 узлов (почти 28 км/ч), в подводном положении скорость составляла 8-9 узлов (до 16,5 км/ч). В надводном положении, передвигаясь с экономической скоростью хода 10 узлов, корабль мог преодолеть без дозаправки 4500 морских миль (примерно 8300 км). В подводном положении мониторы могли преодолеть не более 150 км.


305-мм орудие разместили перед рубкой подлодки. Первоначально артиллерийскую установку планировали сделать водонепроницаемой и бронированной, но со временем от этой идеи отказались. Водонепроницаемой осталась только камера заряжания. Вес всей установки вместе с орудием достигал 120 тонн, масса боезапаса, состоявшего из 40 снарядов, составляла еще 29 тонн. 305-мм орудие с длиной ствола 40 калибров позволяло обстреливать цели на удалении 19 км. Скорострельность орудия была невысокой – один выстрел в 75 секунд. При этом углы горизонтального наведения орудия составляли только 15 градусов, угол возвышения – 20 градусов, вниз орудие опускалось на 5 градусов. Дополнительным артиллерийским вооружением стала 76-мм пушка Mk II, которая размещалась на корме монитора и позволяла, в том числе, обстреливать и воздушные цели. Сохранили конструкторы и торпедное вооружение, которое было представлено 4х450-мм торпедными аппаратами, боезапас лодки состоял из 8 торпед.

Экипаж подводных мониторов типа M включал в себя 65 человек, среди которых было 6 офицеров и 59 старшин и матросов. Так как корабль представлял собой специфическую подводную лодку, очень большая часть команды занималась обслуживанием артиллерийского вооружения. В орудийной установке 305-мм пушку обслуживало 11 человек, в погребе и на подаче снарядов работало еще 16 матросов, 4 артиллериста составляли расчет 76-мм кормовой пушки, подносить им снаряды должны были еще два матроса.


Подводные мониторы типа M считались комфортными для работы и отдыха экипажа судами. Лодки отличались большими размерами и дизель-электрической силовой установкой вместо паровых котлов и турбин на лодках типа K. При этом экипажи радовались тому, что корабль перестало захлестывать волнами через отверстия и трубы для доступа воздуха, как это было на указанных выше субмаринах. Еще одним достоинством кораблей было то, что во время несения вахтовой службы моряки, находящиеся на мостике, оставались сухими почти в любую погоду, что для субмарин того времени было очень необычно. Моряков защищала развитая надстройка и 305-мм орудие, которые служили подобием волнолома и препятствовали захлестыванию мостика волной.

Судьба подводных мониторов типа M


Головной корабль серии – подводный монитор М1 был заложен компанией «Виккерс» в июне 1916 года. Спуск на воду нового боевого корабля состоялся 9 июля 1917 года, а вступление в строй состоялось 17 апреля 1918 года. Лодка была готова к самому концу Первой мировой войны, но британское командование не горело желанием испытывать корабль в боевых условиях. Вместо сражений в Северном море подводный монитор отправили в Средиземное море, где он ни разу так и не встретился с противником. Судьба подводного монитора M1 закончилась трагично. Лодка погибла в мирное время вместе со всем экипажем, в 1925 году в районе Плимута она столкнулась со шведским пароходом и затонула.


Подводный монитор M2, переделанный в подводный авианосец

Подводный монитор M2 был заложен в июле 1916 года, спуск на воду состоялся уже в самом конце Первой мировой войны – 19 октября 1918 года. В строй необычный корабль вошел уже после завершения конфликта – 14 февраля 1920 года. В 1925 году подводный монитор M2 пережил серьезную модернизацию и был перестроен в подводный авианосец. В этом качестве корабль достаточно плодотворно использовался вплоть до 26 января 1933 года. В этот день лодка затонула на глубине 32 метра недалеко от пляжа Чезил, погиб весь экипаж. Проведенное позднее обследование показало, что на лодке был открыт люк ангара. Скорее всего, разгерметизация лодки произошла по ошибке, но что именно привело к столь печальным последствиям осталось невыясненным. Этот боевой корабль стал настоящим долгожителем всей серии, прослужив в Королевском военно-морском флоте до момента трагедии почти 13 лет.

Подводный монитор M3 заложили в декабре 1916 года, спуск на воду состоялся 19 октября 1918 года. В строй корабль вступил уже после завершения Первой мировой войны 9 июля 1920 года. Вся служба корабля была абсолютно непримечательной. В 1927 году британское Адмиралтейство приняло решение о переделке корабля в крупный подводный минный заградитель. Демонтаж 305-мм орудийной установки и переделка надстройки позволили разметить на борту субмарины сразу 100 морских мин типа Mk. 5. Служба лодки протекала без особых происшествий и закончилась в 1932 году, когда корабль был отправлен на слом.

Подводный монитор M4 был заложен 1 декабря 1916 года на верфи Armstrong Whitworth. Лодку спустили на воду после Первой мировой войны – 20 июля 1919 года и приняли решение не достраивать. После отмены строительства, корабль просто разобрали на металлолом.


Подводя итог программе создания подводных мониторов типа M, можно отметить, что, несмотря на оригинальные технические решения, лодки оказались не востребованы военными и не оказали никакого воздействия на ход боевых действий Первой мировой войны на море. Монитор M1 использовался лишь для патрульных функций и ни разу не применил свой главный калибр по прямому назначению. Из всей серии подводных мониторов было достроено три лодки. Из них лишь два корабля после серьезной модернизации можно было достаточно продуктивно использовать на военной службе.

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.