Трудный путь к звездам

24 окт’ 2014 | 11:15
INNA

Почти сразу же после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года американские стратеги стали готовить планы нападения на СССР с применением нового, чудовищного по своей силе оружия. Уже в 1953 году США имели на вооружении около 2000 ядерных зарядов, которые на территорию Советского Союза могли доставить свыше 1200 стратегических бомбардировщиков, сосредоточенных на военных базах близ границ нашей страны. Советское руководство в это время предпринимало экстренные меры против вполне реальной угрозы нападения.


Р-7 на стартовом столе

Через океан подать рукой

В начале 1950-х годов наша страна тоже располагала атомным боезапасом, но он был почти в 10 раз меньше американского. А еще для создания потенциала сдерживания нам требовались не только ядерные боеголовки, но и средства их доставки на территорию противника, причем по своим возможностям они должны были превосходить американские бомбардировщики. Таким средством могла стать только межконтинентальная ракета, способная всего за 20-30 минут доставить ядерный заряд на противоположную сторону земного шара.

Разговоры о создании реактивного устройства, которое могло бы с легкостью перелететь океан, в среде советских инженеров-ракетчиков ходили еще с конца 1940-х годов. Однако лишь после первых успешных испытаний ракеты Р-5 в 1953 году тогдашний министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов поставил перед ОКБ-1, возглавляемым Сергеем Королевым, новую задачу, вскоре официально закрепленную закрытым постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года.

В этом документе говорилось о разработке в кратчайшие сроки ракеты-носителя, способной доставить атомный заряд на расстояние не менее чем 12 тысяч километров. Теперь только от руководства ОКБ-1 зависело, сможет ли Советский Союз в случае внешнего нападения в считанные минуты нанести ответный ракетно-ядерный удар по любому агрессору, в том числе по США.

В том секретном постановлении предусматривалась и разработка межконтинентальных крылатых ракет «Буря» («изделие В-350») и «Буран» («изделие 40»), однако в дальнейшем эти направления не получили своего развития и вскоре были закрыты. Что же касается межконтинентальной баллистической ракеты, то первоначально ее конструкцию рассчитывали для доставки атомного боезаряда массой до 3 тонн. Однако с учетом успешных испытаний 12 августа 1953 года первой советской водородной бомбы правительство поставило перед специалистами задачу увеличения проектной массы полезного груза до 5,5 тонны, что позволило бы размещать в головной части изделия также и термоядерный заряд.


Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» («изделие В-350»)

Приспособить для искусственного спутника Земли

К разработке проекта двухступенчатой баллистической ракеты, имеющей межконтинентальную дальность полета, специалисты конструкторского бюро Сергея Королева приступили осенью 1953 года. Ведущим специалистом по разработке и изготовлению этого изделия был назначен молодой и перспективный конструктор Дмитрий Козлов. Инженеры его группы шли совершенно неизведанным путем, поскольку ничего похожего в мире тогда еще не существовало.

Более того: по сведениям советской разведки, в то время ни в одной ядерной державе мира никто даже не делал попыток сконструировать подобную технику. Поэтому в середине 1950-х годов политическое руководство СССР во главе с Никитой Хрущевым, выдавая задание ОКБ-1 на такую разработку, прекрасно понимало, что одним лишь фактом успешного испытания такого изделия советские конструкторы дадут своей стране важнейший военно-стратегический козырь для тактики сдерживания, равный которому США не смогут иметь еще очень долго.

Сейчас мы знаем, что межконтинентальные баллистические ракеты после начала их массового производства фактически сделали бессмысленным боевое применение ядерного оружия. Ведь уже после их первых испытаний всему миру стало ясно, что в третьей мировой войне не будет победителей, так как ядерные державы в течение нескольких часов способны полностью уничтожить не только ресурсы страны-противника, но и все население планеты Земля.

Впрочем, в ОКБ-1 о столь высоких материях тогда не особо задумывались, а к распоряжениям свыше относились чисто практически: раз есть приказ, то его нужно выполнять, причем в установленные, хотя и крайне ограниченные сроки. Вот как о том времени вспоминал впоследствии Дмитрий Козлов:

? Новая ракета в проектно-технической документации получила название Р-7. Для обеспечения рекордной дальности и надежности этого изделия был использован целый ряд принципиально новых инженерно-технических решений, главным из которых следует назвать боковое расположение баков первой ступени, применяемое до сих пор. Персонального автора этой технической идеи сейчас назвать сложно, однако могу сказать, что эту схему расположения баков в своих теоретических выкладках впервые изложил проектный отдел ОКБ-1 под руководством Сергея Крюкова, а одним из наиболее активных ее сторонников был, конечно же, Сергей Павлович Королев.

В июле 1954 года все проектные работы по изделию Р-7 в основном были завершены, а 20 ноября ее главные технические характеристики и принципиальную схему одобрили в Совете Министров СССР. Однако дальнейшие работы по новому изделию возобновились только после успешных испытаний ракеты Р-5М с атомным зарядом, которые состоялись 2 февраля 1956 года. Уже 20 марта Совет Министров СССР принял постановление о практической реализации проекта межконтинентальной ракеты.

В конце февраля 1957 года после успешных стендовых испытаний отдельных систем и двигателей Р-7 Королев обратился в ЦК КПСС и правительство с подробным отчетом и с письмом. В нем говорилось следующее: «…просим разрешить подготовку и проведение пробных пусков ракет в период с апреля по июнь 1957 года…» А далее в документе следовало очень важное добавление: «Путем некоторых переделок их можно приспособить для пуска искусственного спутника Земли (ИСЗ), имеющего небольшой полезный груз в виде приборов…»


Марка, выпущенная к 25-летию запуска Первого искусственного спутника Земли

Так начиналась дорога в космос

Тогда еще никто в мире не знал, что до начала космической эры человечества остается чуть больше полугода. Эти шесть месяцев были до предела насыщены работой с новой, невиданной ранее реактивной техникой.

Испытания ракеты Р-7, проходившие в течение лета 1957 года на полигоне Тюра-Там (впоследствии Байконур), шли в полном соответствии с известным правилом: чем сложнее техника, тем она капризнее и тем больше времени требует для своей «доводки». При этом ракетчикам особенно обидно было узнавать, что большинство неудач происходило не из-за их конструкторских просчетов, а по банальной небрежности производственников.

Самый первый пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года в 19:01 по местному времени. Взлетевшая ракета после выполнения команды на включение двигателя второй ступени взорвалась в воздухе. А причиной взрыва оказался элементарный заводской брак ? негерметичность стыка одного из топливных трубопроводов.

Новое изделие и дальше продолжали преследовать неудачи. Второй пуск, намеченный на ночь с 10 на 11 июня 1957 года, фактически не состоялся, поскольку не включился один из двигателей первой ступени. Как оказалось, на топливной магистрали рабочий поставил клапан вверх ногами, из-за чего топливо просто не могло поступать в камеру сгорания.

Во время третьего пуска Р-7 (12 июля 1957 года) ракета снова разрушилась на активном участке траектории, фактически уже на границе земной атмосферы. И опять причиной аварии стал дефект сборки: в электросхеме одного из приборов системы управления перепутали полярность контактов.

На заседании Государственной комиссии по итогам третьего пуска был поставлен вопрос о целесообразности самого проекта межконтинентальной ракеты. В книге журналиста и писателя Ярослава Голованова «Королев: факты и мифы» об этом говорится следующее:

«? Я считаю, что так дальше продолжаться не может, ? спокойно сказал Митрофан Иванович (маршал Неделин, заместитель министра обороны СССР, затем и командующий ракетными войсками стратегического назначения. – Прим. авт.). – Меня как заказчика не интересует, кто в какой неудаче виноват… Поэтому я предлагаю ракету с испытаний снять, все изделия, прибывшие на полигон, отправить обратно в ОКБ к Сергею Павловичу… Когда доведет, вот тогда и будем пускать…»

И только четвертый пуск Р-7, состоявшийся 21 августа 1957 года, после доводки изделия, наконец-то оказался успешным. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета взлетела красиво и устойчиво и уже через 15 минут достигла заданной точки полигона на Камчатке.

Однако для проверки правильности избранных конструкторских решений было решено произвести еще один испытательный пуск Р-7, который состоялся 7 сентября 1957 года. Старт ракеты снова был удачным и прошел без замечаний.

А менее чем через месяц, 4 октября 1957 года, ракета Р-7 вывела на орбиту вокруг нашей планеты первый в мире искусственный спутник Земли. Так для всего человечества открылся реальный путь в космос.
Валерий ЕРОФЕЕВ
http://tainy.info/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.