17 июля 2014 года в Донецкой области Украины разбился «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли. Согласно основной версии, лайнер был сбит ракетой. Если эта информация подтвердится, то июльская катастрофа станет самой крупной в авиации с участием военных за последние 50 лет. Мы хотим напомнить нашим читателям авиакатастрофы, произошедшие по вине военных, после Второй мировой войны и до наших дней.
Истребители и «заблудившиеся» ракеты
23 июля 1954 года китайские истребители, приняв гонконгский пассажирский самолет DC-4 за разведчика, сбили его. Погибли десять человек.
30 июня 1962 года произошла крупнейшая на тот момент авиакатастрофа в Советском Союзе – лайнер Ту-104 спустя час после начала полета стал резко снижаться и разбился. Все 84 человека на борту погибли.
Позже стало известно, что в это время часть ПВО под Маганском проводила учебные пуски и одна из ракет, «заблудившись» в грозовом фронте, перенацелилась с учебной цели на лайнер и поразила его.
11 сентября 1968 года в Средиземном море близ Ниццы французский пассажирский самолет SE-210 Caravelle III был поражен зенитной ракетой – в районе острова Леван в это время проводились учебные стрельбы. В результате катастрофы погибли 95 человек.
Навигационные ошибки
Боинг 747 смог сесть на лед карельского озера Корпиярви
21 февраля 1973 года «Боинг-727» ливийской авиакомпании из-за навигационной ошибки направился в сторону израильской авиабазы на Синайском полуострове. Поднятые на перехват истребители приняли его за египетский самолет (в то время Египет воевал с Израилем), захваченный террористами. Поскольку пилоты лайнера не соглашались на принудительную посадку, самолет был сбит. Погибли 216 человек.
20 апреля 1978 года южнокорейский «Боинг-707» сбился с курса, вошел в воздушное пространство СССР над Карелией и проигнорировал требование поднятого на перехват истребителя пойти на посадку. В результате советским Су-15 был открыт огонь, и пилотам «боинга» пришлось совершить экстренно приземляться на лед озера Корпиярви. К слову, после обстрела у «боинга» оторвалась часть крыла, которая на радарах ПВО выглядела как крылатая ракета. На ее перехват был поднят еще один Су-15, который поразил цель в воздухе. В результате инцидента погибли двое пассажиров.
27 июня 1980 года итальянский пассажирский самолет DC-9 попал в район боя ливийской и натовской авиации над Тирренским морем и был уничтожен ракетой, предположительно с французского истребителя. Погиб 81 человек.
Нарушителя – уничтожить!
Андрей Жирнов, «Истребитель-перехватчик Су-15 сбивает корейский Боинг-747 1 сентября 1983 года»
1 сентября 1983 года произошла одна из самых известных авиакатастроф с участием гражданской и военной авиации – «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании нарушил воздушное пространство СССР и был сбит истребителем Су-15. Погибли 269 человек.
«Я видел, что впереди идет тот самый – чужой. Я же не инспектор ГАИ, который может остановить нарушителя и потребовать документы. Я шел следом, чтобы пресечь полет, – вспоминал пилот того самого истребителя Геннадий Осипович. – Первое, что должен сделать, – посадить его. А если не подчинится, любой ценой пресечь полет. Других мыслей у меня просто не могло быть.
Так вот, приблизившись, я захватил его радиолокационным прицелом. Тут же загорелись головки захвата ракет. Зависнув на удалении от него 13 километров, я доложил: “Цель – в захвате. Иду за ней. Что делать?” Земля отвечает: “Цель нарушила государственную границу. Цель уничтожить…”
Первая ракета попала ему в хвост – вспыхнуло желтое пламя. Вторая снесла половину левого крыла – тут же погасли огни и мигалки…»
14 июня 1993 года эксперты Международной организации гражданской авиации опубликовали доклад, в котором пришли к выводу, что командование ПВО СССР считало, что отдает приказ уничтожить американский разведчик RC-135, замеченный ранее в этом же районе. Район был богат на секреты: на Сахалине находились шесть военно-воздушных стратегических баз и военно-морской центр, на Камчатке осуществлялись испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет, а в Охотском море между Сахалином и Камчаткой курсировали атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами на борту. Неслучайно именно во время пролета южнокорейского лайнера над районом трижды прошел американский разведывательный спутник «Феррет-Д», фиксировавший все параметры активизировавшейся советской ПВО. Поэтому есть все основания полагать, что корейский «боинг» был брошен ЦРУ на «разведку боем».
Защита от возможного нападения
3 июля 1988 года иранский аэробус A300 был сбит двумя зенитными ракетами с американского крейсера «Винсеннес» – погибли 290 пассажиров и членов экипажа. До этого, 8 июня, корабль, угрожая применить оружие, заставил изменить курс еще один пассажирский лайнер, летевший над Персидским заливом. И это едва не привело к столкновению в воздухе двух пассажирских самолетов.
Позже командир крейсера заявил, что самолет, не отвечающий на запросы, был опознан как истребитель F-14 ВВС Ирана, после чего были приняты меры по его уничтожению. Президент США Рональд Рейган в связи с этим заявил, что ракеты были выпущены в качестве «надлежащей оборонительной акции» с целью «самозащиты от возможного нападения».
Любопытно, что ранее, в инциденте со сбитым советской ПВО южнокорейским «боингом», вашингтонская администрация удивлялась, как вообще можно спутать пассажирский лайнер с военным самолетом.
Дела кавказские…
9 мая 1992 года произошел единственный счастливый случай в череде авиакатастроф с участием военных – армянский пассажирский самолет Як-40, вывозивший беженцев из Степанакерта в Ереван, был подбит азербайджанским штурмовиком Су-25, однако экипаж сумел совершить экстренную посадку. Никто не погиб, но самолет выгорел дотла.
21 сентября 1993 года в ходе грузино-абхазского конфликта из переносного зенитного комплекса с абхазского катера был сбит грузинский лайнер Ту-134 в районе Сухуми. Погибли 25 (по другим данным – 27 или 28) человек.
На следующий день, также с катера, был подбит еще один грузинский лайнер – Ту-154. Пилотам удалось посадить самолет, однако он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Погибли 108 человек.
Вечером того же дня еще один Ту-154 был обстрелян при заходе на посадку, но ракета в цель не попала.
Перенацеливание и экстремисты
Зенитно-ракетный комплекс С-200 в действии
4 октября 2001 года российский Ту-154 был сбит зенитным комплексом С-200 ПВО Украины над Черным морем. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
На момент пролета лайнера в районе Феодосии отрабатывались учебно-боевые задачи украинских военных по обнаружению и уничтожению воздушных целей условного противника зенитными комплексами. Несмотря на то что возможность поражения российского самолета была отвергнута генералитетом и правительством Украины, поднятые из моря обломки самолета и тела пассажиров имели характерные круглые отверстия – результат «работы» шариков, которыми начинена боевая часть ракеты зенитного комплекса С-200. Кроме того, разница во времени между взрывом лайнера и зафиксированным американцами ракетным пуском в этом районе как раз составляла подлетное время ракеты. В конце концов украинская сторона была вынуждена признать, что из-за автоматического перенацеливания зенитной ракеты с беспилотника-мишени на лайнер и произошла катастрофа.
9 января 2007 года экстремистской группировкой «Исламская армия в Ираке» был сбит молдавский пассажирский самолет Ан-26 во время пролета над иракским Баладом. Погибли 34 человека.