Загадочные руки Венеры

06 июня’ 2015 | 07:19
INNA



Зима 1820 года на острове Милос, что в Эгейском море, выдалась суровой. Старый горный кряж трещал под порывами ледяного ветра. А ранней весной грянули многочисленные грозы. Крестьяне в страхе только успевали осенять себя крестными знамениями. Однако и на эту неуютную землю пришло тепло. Зазеленели оливковые рощи. Кастро Буттонис так подналег на плуг, что тот застрял. Склонясь к земле, ошарашенный крестьянин обнаружил большую трещину, сквозь которую был виден старинный склеп. А там, на дне - беломраморная статуя. Прекрасная женщина...

Не по силам.

Ахая и восторженно вскрикивая, Буттонис вбежал в свой убогий домишко. Рассказал о находке сыну и племяннику, мечтая о том, как, продав статую, они разом разбогатеют. Ночью троица тайком отправилась к склепу - доставать находку. Но та оказалась чрезвычайно тяжела. И когда сын с племянником резко рванули мраморную фигуру, ее верхняя часть неожиданно отделилась от нижней. Этот бюст и принесли домой. На другой день попытались вытащить нижнюю часть, но та оказалась куда тяжелее, так что пришлось оставить ее в склепе.

Визит бригантины.

Боги повернулись лицом к семейству Буттонисов - через неделю на Милос пожаловала французская бригантина "Лашеврет". Молодые офицеры, капитан Дюмон-Дюрвиль и лейтенант Матерер, отправились на берег, чтобы закупить знаменитого местного вина. Увидев приезжих, местный трактирщик зацокал языком и заломил несусветную цену. Офицеры озлились - запрашиваемая сумма составляла половину их месячного жалованья. Но они должны были преподнести что-то своему начальнику, маркизу де Ривьеру, французскому послу в Константинополе. "А может, купить ему какую-нибудь старинную амфору? -предложил капитан. - Он же коллекционирует древности". И тут в проеме двери таверны возник Буттонис и незаметно поманил французов.

Под покровом ночи те посетили его скромное жилище. На одной из вытертых циновок лежал беломраморный бюст женщины невыразимой красоты. С первого взгляда становилось ясно - древняя, античная работа...

"Нижняя часть статуи в подземелье... - жадно шептал Буттонис. -Мы не смогли ее достать... Но вам покажем!" Французы ринулись в ночь за хозяином. Залезли в склеп, освещая мрамор фонарями. Выбравшись, начали уговаривать крестьянина, путая французские, греческие и турецкие слова, никому не показывать величайшую находку и тем более не продавать! У них не было денег на покупку, но они обещали, что расскажут о находке своему начальнику, французскому послу. А уж тот пришлет за статуей и отблагодарит Буттониса по-царски. Крестьянин слушал, плохо понимая, но кивал.

Битва на Милосе.

Маркиз де Ривьер пришел в крайнее волнение от рассказа офицеров. Уже через пару дней на Милос был тайно направлен посольский корабль "Эстафета" с особым наказом: любым способом доставить Венеру.

Французы прибыли на остров под вечер. Секретарю посольства виконту Марсюллесу все плаванье мерещилось, что жадный крестьянин, не дождавшись их, продал кому-то свою находку. И он оказался прав. Едва "Эстафета" подошла к заливу, мерцающая луна высветила какой-то корабль. Схватив бинокль, виконт рассмотрел турецкий флаг, а на берегу - матросов, которые на веревках волокли нечто белое и тяжелое...

Турки увидели французов. Чтобы быстрее доставить статую к своему кораблю, они сбросили ее с веревок и покатили по отлогому склону, как бочку. Марсюллес в ужасе схватился за голову... Наконец французские моряки причалили к берегу и бросились на турок. Началась схватка. Луна к тому времени уже зашла. В рукопашной мало что можно было понять. Вдруг что-то хрустнуло. Турки рванулись вперед и, подхватив статую, сумели закинуть ее на одну из своих лодок. В это время раздался истошный крик: "Смотрите!". Марсюллес подбежал и увидел верхнюю часть Венеры, валявшуюся в грязи. Тут с турецкой фелюги начался прицельный огонь.

"Заворачивайте статую в рогожу и гребите к "Эстафете"!" - распорядился виконт. И вот уже французский корабль понесся вдогонку за турецким. С обеих сторон засвистели пули. Французы услышали озлобленный крик с фелюги на ломаном французском: "Верните нам ее голову!" - "Отдайте нам ее зад!" -заорал Марсюллес в темноту. Французы развернули пушку, но виконт кинулся к канониру: "Не сметь! Если их корабль потонет, Венера навсегда останется покалеченной. Нас же проклянут потомки! Правда, сначала убьет де Ривьер...".

Турецкая фелюга оторвалась от погони и скрылась в ночи. Марсюллес кинулся к отвоеванной части Венеры, сдернул рогожу и в ужасе уставился на статую - у богини не было рук...

Явление богини.

Разгневанный маркиз де Ривьер отравил на Милос легкую шхуну, чтобы матросы обыскали берег. Ничего! Тогда он обратился к турецкому султану. Тот, прельстившись французским золотом, согласился уступить нижнюю часть статуи. Де Ривьеру удалось соединить ее с верхней. Венера встала в его коллекции на почетное место, но... оставалась без рук. А через некоторое время начались осложнения с греками, которые требовали от французского посла вернуть статую на ее исконную землю. Де Ривьер не стал дожидаться, когда его на весь мир ославят вором, и подарил Венеру своему господину - королю Людовику XVIII. А с короля - какой спрос? Однако монарх не пожелал устанавливать статую в собственных апартаментах. Богиню отослали в музей Лувра и выставили на всеобщее обозрение. Так в 1821 году миру явилась Венера Милосская.

"Яблоко, господин!"

Газеты запестрели самыми восторженными заголовками: "Величайшая статуя мира!", "Наипрекраснейшая красота!". Искусствоведы гадали: кто же автор - Фидий, Ско-пас, Пракситель? Очереди в Лувр вились кольцами. Однако зрителей интересовало не кто создал эту мраморную богиню, а что же она держала в отсутствующих руках? На страницах газет и журналов не затухала дискуссия. Одни считали, что в руках у Венеры было зеркало, другие утверждали, что богиня от стыдливости поддерживала руками покрывало.

Лишь спустя полвека, в 1872 году, французский посланник в Греции Жюль Ферри понял, как раскрыть эту загадку. Он отправился к семейству Буттонисов. Отца, конечно, уже не было в живых, но его сын и племянник, дряхлые и измученные, все еще жили в семейной лачуге - знать, турки так ничего им и не'заплатили. "Вы помните Венеру?" - Ферри достал из кармана несколько золотых. Старики закивали, впившись глазами в монеты. "У нее были руки?" Оба старика недоуменно воззрились на приезжего: "Конечно, господин!"- "А что было у нее в руках?" Старики заулыбались, обнажив беззубые рты: "Яблоко, господин!".

Статья Ферри в научном журнале произвела сенсацию. Знатоки античности заахали: как такой простой ответ никому не пришел в голову? Конечно, Венера держала яблоко, ведь именно его дал ей Парис, признав прекраснейшей из всех земных женщин.

Поиски.

Однако общественность не поверила такой простой разгадке. Сложная поза Венеры, ее странно-гордый взгляд, непонятный разворот и плеч, и торса - все это никак не вязалось с тем, что мраморная женщина просто держит в руке яблоко. XX век начался с новой экспедиции: в 1901 году энтузиасты вновь перерыли берег Милоса, на котором когда-то нашлась Венера. Но никаких утерянных рук не обнаружили.

К середине века начались сенсации. Сначала в 1964 году турецкий профессор Ахмед Ресим заявил, что знает, где находятся утраченные руки богини. Но нынешние владельцы вернут их, только если французы перевезут статую в Стамбул. Услышав такое, искусствоведы заявили, что это чистое вымогательство. Затем мир облетело известие, будто бы Лувр получил тайное послание о "самых великих в мире руках" и уже начал снаряжать экспедицию археологов и искусствоведов. Однако повторного послания так и не пришло, а потому газеты назвали все это рекламным трюком. Ну а потом поступило и вовсе невероятное известие: некий бразильский миллионер приобрел руки Венеры за 35 тысяч долларов. Напомним, шли 70-е годы XX века, и стоимость доллара была куда выше сегодняшней). Не раскрывая своего имени, он прислал точнейшие копии рук в Лувр. Мир замер и ждал еще несколько дней. Вердикт, вынесенный учеными, был краток: эти руки - чьи угодно, но только не Венеры Милосской!

Должна быть в женщине какая-то загадка.

Но бум было уже не унять. То тут, то там появлялись чудом найденные Венерины руки. Многие "энтузиасты" сами создавали их и рвались в Лувр, чтобы примерить. Конечно, работники музея не позволяли, но иногда под нажимом общественности составляли странные фото, на которых красавица появлялась то с одними, то с другими руками. Правда, подобные фотографии вызывали лишь шок - Венера с руками теряла всю свою красоту и обворожительность. Более того, она становилась чудовищной!..

"Ну почему нам так хочется "привинтить" руки Венере, подогнать красоту под наше понимание? - написал после одного такого эксперимента обозреватель газеты "Фигаро". - Почему мы кидаемся расчленить гармонию? Разве легче жить, зная, что загадочная улыбка Джоконды - не что иное, как нервный тик, показывающий, что ее обладательница просто страдала эпилепсией? А ведь именно так утверждают некоторые психотерапевты. Гении прошлых веков преподнесли нам прекрасный урок: сила красоты - не в доступности, а в загадочной тайне, которую хочется приоткрыть, но - не следует..."

Источник статьи: http://secretworlds.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.