Публикации / Апокалипсис, катастрофы природные, техногенные, социальные, странные погодные явления / Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот.

Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот.

01 сент’ 2018 | 11:55
Notsaint1968

Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР - авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В результате крушения самолета Ту-104 погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). В результате этой авиакатастрофы ТОФ на время остался практически без руководства.



События до авиакатастрофы

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин, Ленинградская область, приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации - аэродром «Кневичи», г. Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течении недели, по итогам которой С.Г. Горшков назвал действия командования ТОФ лучшими. На следующий день высшее командования флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

Авиакатастрофа



Военный аэродром г.Пушкин, наши дни. На фотографии отмечено место крушения. Фото Д. Кузнецов
В 16 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлёта Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца взлетной полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло.
Один из очевидцев трагедии В. Гамага - старший офицер оперативного управления штаба ТОФ
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Список погибших

Следует отметить, что предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствии выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.
Экипаж
Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.
Пассажиры
Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.
Версии крушения

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипажем были допущены ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

Сразу после катастрофы, очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали, что выпуск закрылков был произведен не симметрично, и именно это стало причиной катастрофы. Официальное расследование эту версию не подтверждает.



По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Последствия


Фото вырезки газеты «Красная звезда» от 10 февраля 1981 года.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете «Красная звезда», официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей
газета "Красная звезда", выпуск 10 февраля 1981 года.
Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР - все самолеты были списаны.
Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года
Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.



Вечная память!

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.